М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Развитие восстановительного подхода в реагировании на преступления  несовершеннолетних

 

Развитие восстановительного правосудия и повышение эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия, прекращения дела за примирением сторон, осуждения к лишению свободы условно

 

Цели и задачи, на решение которых направлен механизм;  проблемы, которые он должен устранить

 

В настоящее время недостаточно используется такая альтернатива наказания несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести, как применение принудительных мер воспитательного воздействия. В 2005 году из всех решений судов данные меры составляли 4,4%. Это связано с тем, что в применении данной меры судами не рассматривается возможность участия организаций гражданского общества и муниципальных служб.

С одной стороны, это приводит к назначению условной меры без создания каких-либо реальных условий для подростка, способствующих его исправлению и социализации, и как следствие в дальнейшем – к избыточности доли наказаний, связанных с лишением несовершеннолетних свободы, что становится фактором их дополнительной криминализации.

Так, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, рекомендовавшего применять лишение свободы в отношении несовершеннолетних лишь в исключительных случаях, в 2006 году к лишению свободы были приговорены 19 898 подростков – это 6% от общего числа оказавшихся в местах лишения свободы. Для сравнения: в США несовершеннолетние правонарушители составляют 5% от числа лишенных свободы, во Франции – 1,2%. При этом Российская Федерация занимает второе место в мире по числу находящихся в местах лишения свободы на 100 тыс. взрослого населения. Средний срок пребывания в воспитательной колонии для несовершеннолетних в России составляет 4,5 года,  в закрытом воспитательном учреждении во Франции – 6 месяцев.

Принято считать, что все больше несовершеннолетних совершает особо жестокие преступления. Посмотрим статистику: по данным Федеральной службы исполнения наказаний, из содержащихся в воспитательных колониях несовершеннолетних около 40% осуждены за кражу, 14% – за грабеж, 13% – за разбой, 7% – за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 5% – за убийство, 5% – за изнасилование, 3% – за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, 10% – за совершение иных преступлений. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2005 году за убийство осуждено 1,6% несовершеннолетних из числа тех, чьи дела рассмотрены судами (1612 чел., из них 178  девушек), за кражу – 48,6% (48 165 чел.). Безусловно, вызывает тревогу, что несовершеннолетние совершают такие страшные преступления, как убийства, изнасилования и т.п. Но ведь основная масса правонарушений – это кражи. Осмысленно ли применять и в тех, и в других случаях одни и те же санкции? Помещать подростков, совершивших кражи, в детскую тюрьму, где имеющие более «тяжкую» статью пользуются более высоким авторитетом среди сверстников, где господствует культ физической силы?

С другой стороны, существенное увеличение в последние два года по сравнению с 2000 годом решений судов, связанных с прекращением уголовных дел за примирением сторон (1,4% в 2000 году и 24% в 2005 году) не сопровождается мерами, направленными на воспитание детей, их социализацию и возмещение причиненного ущерба самими правонарушителями. Чаще всего это делают их родители, и перспективы поведения правонарушителя в будущем при этом не рассматриваются. А это повышает риск совершения повторного преступления.

Судебное решение по доказанным правонарушениям, не связанное с ограничением свободы и не имеющее реабилитационного содержания, часто воспринимается несовершеннолетним как безнаказанность, которая может привести к повторному, зачастую более тяжкому правонарушению. Судебное решение, связанное только с ограничением свободы, как правило, не обеспечивает задачи реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних.

В этой связи необходимым является сочетание мер, направленных на расширение примирения по уголовным делам, с одновременным сопровождением их мерами воспитательного воздействия, обеспечиваемым в рамках института восстановительного правосудия (ВП).

Восстановительное правосудие предполагает расширение и институционализацию примирительных и интеграционных процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве. Ориентир на восстановительное правосудие позволяет избежать принятых сегодня в обществе агрессивных и силовых методов разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Концепция восстановительного правосудия и, шире, восстановительного подхода разрабатывается сегодня в мире как система способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, конфликта, в обстоятельствах всплеска насилия, – иными словами, тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, обрывающими возможность взаимопонимания. Тем самым восстановительное правосудие выступает за «восстановление социальной ткани», разрушенной в результате конфликтов и преступлений.

Без помощи людям, ставшим участниками криминальных ситуаций, и без их раскаяния, без примирения и восстановления доверия невозможно прервать цикл насилия – ни в семье, ни в школе, ни в офисе, ни на улице.

Основная идея восстановительного правосудия: существует общественная необходимость создания условий для интеграции тех, кто совершил преступление, в общество, и один из эффективных путей такой интеграции – возмещение правонарушителем причиненного им материального и морального ущерба, реальная и символическая компенсация нанесенного вреда. Программы восстановительного правосудия с помощью подготовленных ведущих (медиаторов ) создают условия и для компенсации вреда, и для интеграции правонарушителя в общество (круги сообществ, семейные конференции). 

Механизмы восстановительного правосудия широко распространены в странах – членах ОЭСР, их использование поддержано Советом Европы и ООН. Советом Европы принята Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров Совета Европы от 15.09.99. по медиации в уголовных делах.  Декларация «Основные принципы применения программ реституционного правосудия в вопросах уголовного правосудия» принята Экономическим и Социальным Советом ООН 24 июля 2002 года. Также во многих документах Совета Европы говорится о необходимости использования медиации в ситуациях работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями.

В этой связи необходимо реализовать комплекс мер по распространению практики реализации примирительных процедур и их институционализации в уголовном судопроизводстве и работе по профилактике преступного поведения детей и подростков.

 В России отработкой элементов восстановительного правосудия в уголовной юстиции занимается Общественный центр «Судебно-правовая реформа». С конца 1990-х годов по инициативе Центра во многих городах России (Москва, Урай, Тюмень, Пермь, Лысьва, Дзержинск, Новосибирск, Великий Новгород, Казань) в районных судах и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) стали проводиться примирительные процедуры. Их проводят подготовленные медиаторы.

В настоящее время во всех районах Пермском крае  создаются муниципальные службы примирения, основные задачи которых: работа по делам поступающих из КДНиЗП и суда, а также  поддержка школьных служб примирения.

 

Ситуация в учреждениях образования – необходимость служб примирения

 

Идеи восстановительного правосудия в России вышли за пределы уголовного процесса и начали проникать в систему образования. Причин этому несколько:

1. Большинство подростков (нарушителей и потерпевших), участвующих в программе примирения по направлению суда, либо являются учениками школ и других учебных заведений, либо их конфликт произошел на территории школы.

2. В школе вместе учатся дети разных национальностей, принадлежащие к разным социальным и культурным слоям общества, отличающиеся друг от друга материальным положением, что создает потенциально конфликтную среду.

3. Часто администрация бессильна перед конфликтами учеников и, пытаясь сохранить свой статус, использует угрозы, а затем применяет административные и карательные меры либо перекладывает ответственность на родителей.

4. Неэффективное или недостаточное реагирование школы на конфликтные ситуации вызывает повторение и углубление конфликтов.

Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков – освоению ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Ситуация отягощается социальным расслоением школьников. Дети из необеспеченных семей не могут занять значимое место в школьной жизни только за счет успешной учебы.  Часть таких детей приобретает статус отверженных, другие становятся школьными авторитетами, тяготеющими к криминальной субкультуре, и занимаются вымогательством. Под влияние такой подростковой субкультуры попадают и хорошо успевающие дети, поскольку и для них возможность самоутвердиться ограничена. Инициированные руководством школы воспитательные мероприятия часто не имеют никакого эффекта, так как не учитывают специфики подростковых форм жизни.

В этой ситуации происходит расслоение детей и примитивизация их отношений. Сплетни, манипуляции, насилие и угрозы насилия, выяснение, кто сильнее, с кем и против кого следует дружить, клеймение изгоев и т.д. заменяют нормальный процесс социализации. Причин этому несколько: перегруженность, «перенаселенность» школ, влияние массовой культуры, а также то, что большинство педагогов по мере взросления детей все меньше могут влиять на их жизнь.

Подростковое сообщество играет важную роль в социализации подростков и в освоении «взрослых» форм отношений между людьми. Любовь, дружба, формирование мировоззрения и умения ставить перед собой и реализовывать цели составляют основу человеческого существования. Подростковое общество дает возможность как бы примерить эти отношения на себя, часто – через преодоление экстремальных ситуаций, искусственно создаваемых самими подростками. Подростковое сообщество есть форма коллективности, в которой посредством такого «пpимеривания» вырабатывается индивидуальное отношение к миру и людям. Происходит это в процессе личностно значимой коммуникации, когда разнообразные отношения и поступки становятся предметом обсуждения в сообществе подростков.

Не имея поддержки со стороны взрослых, не владея навыками нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и нормализации отношений с другими детьми и воспитателями, подростки начинают подменять все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования одним типом – авторитарными взаимоотношениями и действиями.

Более того, замыкаясь в собственной среде и будучи выключенными из пространства культурных норм поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки в социум.

В связи с этим в различных городах России стали создаваться школьные службы примирения.  В настоящее время такие службы существуют в Пермском крае, Москве, Великом Новгороде, Петрозаводске, Лысьве, Волгограде, Новосибирске, Казани и Томске. В школьных службах примирения в качестве ведущих (медиаторов) при поддержке взрослых кураторов работают сами школьники. 

На наш взгляд, квалификация, получаемая ведущими школьных служб примирения, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не может сравниться с реальным участием в решении конфликта ровесников. Не сравнимы они хотя бы потому, что ведущий участвует в разрешении реальной ситуации, значимой для него и других, причем такой, в которой обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход.

Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье (о чем нам не раз говорили сами подростки), в общении с друзьями, а также и в своей будущей работе (вне зависимости от выбранной специальности). 

 

Результаты, достигнутые благодаря использованию механизма в наиболее успешных городах и регионах

 

Для жертв. Встречи помогают восстановить ощущение безопасности, дают возможность поделиться чувствами, возникшими в связи с криминальной ситуацией, и быть услышанными, услышать ответы на волнующие вопросы, получить компенсацию за причиненный материальный ущерб.

Для правонарушителей. Встречи создают условия для принятия на себя ответственности; правонарушитель испытывает сожаление (стыд) о содеянном и совместно с пострадавшим решает, в каком размере и как он будет возмещать причиненный им ущерб.

Для ближайшего социального окружения. Создается возможность восстановить мир в сообществе, сохранить активную роль в решении конфликтов за счет оказания помощи и поддержки сторонам в процессе их разрешения.

Программы восстановительного правосудия являются содержательным механизмом для налаживания межведомственного взаимодействия. Исцеление жертв преступлений, поддержка интеграции правонарушителей в общество, изменение родительско-детских отношений (восстановление контроля и заботы о ребенке) и формирование ответственного поведения у подростков делают совместную работу судей, представителей КДНиЗП, органов образования и социальной защиты осмысленной, эффективной и благодарной. 

По данным общественных организаций, которые обращаются к статистике органов МВД, уровень рецидива среди подростков, совершивших преступления и участвовавших в программах восстановительного правосудия, минимален (один случай рецидива на 100 подростков).

В распространении технологий создания школьных служб примирения особого успеха достигли в Пермском крае и Волгограде.

 

Результаты школьных служб примирения в Волгограде

Для детей

• Количество внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур), возросло от 0 до 220 случаев  за 9 месяцев 2006–2007 учебного года.

• Доля внутришкольных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур), возросла с 0 до 94%.

• Дети  (более 15 тыс. чел.) стали более граждански активными, более ответственными и культурными в правовом отношении, научились использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов; снизилась враждебность, напряженность, эскалация конфликтов; конфликты не перерастают в правонарушения, случаи правонарушений разрешаются мирным путем (по возможности).

• Дети (330 чел.) получили новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаны ценными, дети включены в  решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. Волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущих-примирителей, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

• Повышен показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей). Дети, ставшие жертвами правонарушений (357 чел.), восстановили чувство справедливости и безопасности, снизили чувство враждебности и угрозы со стороны детской среды. Дети-правонарушители (337 чел.) проявляют раскаяние либо возмещают вред, причиненный в результате совершенного ими правонарушения/преступления, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред; демонстрируют неравнодушие к собственному будущему: строят положительные планы на будущее и пытаются их осуществить, преодолевают отчуждение от социальной среды и  создают (восстанавливают разрушенные) положительные социальные связи.

Для педагогов и других специалистов

• Количество школ Волгограда и Волгоградской области, внедривших образовательно-воспитательную технологию «Детские службы примирения» (ДСП), за период реализации проекта возросло с 3 до 22.

• Сформирован кадровый резерв тренеров для тренеров (12 чел.) для продвижения ДСП на городском и областном уровне.

• Уполномоченные по защите прав и законных интересов ребенка в школах – участницах проекта (22 чел.) получили новый импульс для активизации правозащитной деятельности в интересах детей, освоили уникальную воспитательно-образовательную технологию разрешения детских конфликтов и профилактики правонарушений, защитили права жертв конфликтов и несовершеннолетних правонарушителей.

• Уполномоченные по защите прав и законных интересов ребенка в школах и педагоги  (22 школы, 800 чел.) получили новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников.

• Усилена роль детского самоуправления, усилено влияние позитивно ориентированных детей-лидеров на детей с девиантным поведением. Дети получили новые знания и опыт в разрешении трудных ситуаций и конфликтов,  «разборки» и «стрелки» стали реже,  снижен  риск криминализации подростковой среды. 

• Педагоги, воспитатели школ (300 чел.) расширили спектр применяемых педагогических приемов и подходов, используемых в школах для поддержания порядка и дружелюбия. Они сменили дидактические и карательные подходы на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов (при усилении роли  детского самоуправления).

• Специалисты, педагоги, методисты органов управления образованием (более 80 чел.) повысили свои компетенции, получили новый тиражируемый инструмент, дополнительные ресурсы, а также общественную поддержку для практической социальной работы некарательными методами с детьми групп риска.

Для образовательной и социальной политики

• Темпы распространения образовательно-воспитательной технологии «Детские службы примирения» в школах Волгограда и Волгоградской области за период реализации проекта выросли в семь раз.

• В системе образования наработан опыт взаимодействия с неправительственными организациями, привлечены дополнительные внебюджетные ресурсы для развития инновационных форм воспитания и образования детей с акцентом на развитие толерантности и культуры мира.

• Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства Волгоградской области пополнилось опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной  моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений, пригодной для дальнейшего тиражирования.

 

Основное содержание механизма

В ходе процесса отработки технологии восстановительного правосудия созданы формы и принципы партнерства органов уголовного правосудия и социальных служб.

Форма партнерства базируется на выборе территориальными активистами и управленцами той организации, на базе которой могут проводиться программы примирения. Это могут быть службы в учреждениях и организациях системы образования (центры медико-социальной и психологической помощи), системы социальной защиты (центры помощи семье и детям),  молодежной политики (подростковые клубы). Специалисты организации, которая проводит программы примирения, должны пройти тренинг для ведущих (медиаторов) программ восстановительного правосудия, а также  супервизию.  

Перечислим основные принципы партнерства в области работы с несовершеннолетними правонарушителями.

1. Основой партнерства является совместная деятельность представителей социальных служб, органов уголовного правосудия и КДНиЗП в разработке и реализации восстановительных способов реагирования на правонарушения несовершеннолетних.

2. Соглашения о сотрудничестве, юридические алгоритмы, иные документы, подтверждающие партнерство, должны фиксировать обязательства партнеров. Можно принять следующий вариант обязательств:

• Организация, проводящая программы восстановительного правосудия, совместно с представителями правоохранительных органов, судов или КДНиЗП разрабатывает соглашение, позволяющее не нарушать юридический статус работников правоохранительных органов. Эта организация профессионально проводит программы восстановительного правосудия и гарантирует гуманитарный результат в проведенных случаях. Гуманитарный результат достигается, когда:

–  происходит исцеление жертвы от последствий криминальной ситуации;

– обязательства по возмещению ущерба принимаются и выполняются самим правонарушителем;

–  непосредственные участники криминальной ситуации сами исправляют ее последствия.

• Представители правоохранительных органов, судов, КДНиЗП в случае достижения гуманитарного результата по проведенным случаям учитывают его в вынесении решения или приговора.

• Представители социальных служб и государства создают условия для проведения программ восстановительного правосудия.

• Представители социальных служб и государства совместно работают над совершенствованием проведения программ восстановительного правосудия.

В настоящее время отработаны два варианта включения процедур примирения в ход уголовного процесса. Первый вариант применяется на стадии предварительного расследования. Следователи, входящие в систему МВД, специализирующиеся на делах несовершеннолетних, обращаются в организацию, имеющую квалифицированных ведущих, и направляют дело и его участников на программу примирения (см. приложение 3). Результаты программы (примирительный договор и документы, подтверждающие его выполнение) включаются в материалы дела на следствии или в суде.

Второй вариант предполагает включение процедур примирения потерпевшего и обвиняемого на стадии судебного разбирательства (см. приложение 4).

При применении и первого, и второго вариантов независимо от степени тяжести содеянного потерпевшему и обвиняемому может быть предложено примирение (если несовершеннолетний обвиняемый хотя бы частично признает вину и в деле есть лицо, признанное потерпевшим). Возможно также проведение примирительных встреч для случаев с участием юридических лиц. Следует отметить, что российские группы и организации, работающие по примирительным программам, не занимаются случаями, связанными с организованной преступностью, серийными убийствами, изнасилованиями и теми делами, где обвиняемый арестован.

Этапы формирования и развития механизма

Центром «Судебно-правовая реформа» отработан следующий механизм создания партнерств из представителей органов уголовного правосудия и социальных служб.

1. Первым этапом реализации механизма является проведение вводного семинара для представителей социальных служб и органов уголовного правосудия, на котором участники знакомятся с темой, опытом и технологией восстановительного правосудия.

2. На втором этапе отбирается пилотный суд, КДНиЗП или орган милиции и организация, которая будет проводить программы восстановительного правосудия. Представители социальной службы и органов уголовного правосудия или КДНиЗП разрабатывают соглашение о партнерстве. Важно, чтобы с самого начала работал не отдельный специалист, а служба, для того, чтобы в будущем сложилась команда, которая могла бы работать на продвижение восстановительного правосудия в данном регионе. На этом этапе определяется форма финансирования службы.

3. На третьем этапе проводится тренинг для ведущих (медиаторов).

4. На четвертом этапе осуществляется работа с конкретными случаями и проводится супервизия ведущих.

5. На пятом этапе проводится методический анализ работы службы, освещение результатов в СМИ и принятие программы распространения технологии восстановительного правосудия в регионе. 

 

Особенности региональной программы по распространению восстановительных технологий: Пермский край

 

Этапы  работы

Сроки

Цели  и задачи каждого этапа

 

Субъекты

 

 

Подготовительный

2002

  1. Анализ ситуации с профилактикой правонарушений и преступности в регионе.
  2. Разработка предложений в адрес администраций всех уровней по созданию новой модели профилактики.
  3. Создание условий для самоопределения участников проекта.
  4. Подготовка группы ведущих восстановительных практик.
  5. PR-кампания, направленная на ключевые целевые группы проекта.

Администрация области,

Центр «Судебно-правовая реформа»,

субъекты профилактики

Пилотный

2003–2004

1. Разработка и апробация моделей работы субъектов профилактики на основе использования восстановительных практик на пилотных площадках.

2. Создание нормативной, организационной и финансовой основ для работы площадок.

3. Анализ и представление результатов работы.

4. Разработка плана перевода практики применения восстановительных практик на пилотных площадках в режим функционирования.

5. Разработка программы распространения практики профилактической работы на основе восстановительных практик в деятельность субъектов профилактики новых районов, учреждений и специалистов.

6. Подготовка тренеров для обучения ведущих восстановительных практик.

7. Массовые PR-кампании для всех субъектов профилактики.

Администрация области,

Центр «Судебно-правовая реформа»,

субъекты профилактики Индустриального района г. Перми и г. Лысьва

Стабилизация

2005

  1. Применение восстановительных практик в повседневной работе субъектов профилактики и анализ их эффективности.
  2. Подготовка ведущих восстановительных практик.
  3. Разработка проекта распространения восстановительных практик в профилактику преступности для введения в областную целевую программу «Семья и дети Пермской области».

Администрация области,

Центр «Судебно-правовая реформа»,

субъекты профилактики Индустриального района г. Перми и г. Лысьва

Массовое внедрение элементов ювенальной юстиции в практику работы субъектов профилактики

2006–2007 с перспективой до 2010

1. Создание основ системы управления процессом внедрения восстановительных практик в деятельность субъектов профилактики.

2. Массовая подготовка ведущих восстановительных программ.

3. Издание методической литературы.

4. Пилотный проект по внедрению элементов ювенальной юстиции в деятельность судов двух районов.

5. Коррекция проекта внедрения восстановительных практик в профилактику преступности в рамках краевой целевой программы «Семья и дети Пермского края»

Правительство края,

Центр «Судебно-правовая реформа»,

субъекты профилактики районов г.Перми и Пермского края

 

 

Школьные службы примирения, особенности формирования и развития механизма

 

Центром «Судебно-правовая реформа» отработан следующий механизм создания школьных служб примирения.

1. На первом этапе проводится ознакомительный презентационный семинар для представителей органов и учреждений образования.

2. На втором – отбираются несколько школ, каждая из которых присылает на базовый семинар-тренинг команду подростков во главе с взрослым (будущим куратором службы). Обычно на этом тренинге присутствует представитель администрации системы образования.

3. На третьем этапе проводится тренинг по отработке навыков ведущих примирительных встреч и проектированию дея… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz