М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции РФ

 

Справка по результатам обобщения информации судов субъектов РФ

Постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 6 августа 2009 г. и от 22 октября 2010 г. «О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации» при Совете судей образована Рабочая группа по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия Российский Федерации, утверждено Положение о рабочей группе и план ее мероприятий на 2009–2010 гг.

В соответствии с Положением о рабочей группе в ее задачу входит анализ внедрения ювенальных технологий в работе судов общей юрисдикции РФ; разработка предложений по вопросам обеспечения единства правоприменительной практики в сфере отправления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних; подготовка предложений по развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, институтами гражданского общества; подготовка предложений по совершенствованию законодательства (в том числе участие в законоподготовительном процессе по вопросам ювенальной юстиции); подготовка предложений по повышению квалификации судей и работников судебной системы в сфере ювенальной юстиции.

В целях изучения опыта судов общей юрисдикции регионов Российской Федерации по внедрению ювенальных технологий и в соответствии с планом мероприятий рабочей группы по поручению Председателя рабочей группы был организован сбор информации от судей судов субъектов РФ, в том числе судей районного звена.

Поступившая из судов субъектов РФ информация обобщена и сгруппирована в виде ответов на следующие вопросы.

Вопрос № 1: Осуществляется ли применение в судебном разбирательстве ювенальных технологий, что при этом судьями понимается под «ювенальными технологиями.

Легального определения понятия «ювенальные технологии» нет.

«Ювенальные технологии» — термин, который в судебной системе был введен в правовой оборот в 2008 г. Верховным Судом Российской Федерации и отражен в «Справке о внедрении ювенальных технологий в суды общей юрисдикции».

Как указано в данной справке, внедрение ювенальных технологий в работу отдельных судов общей юрисдикции осуществляется с учетом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., и Эр-Риядских соглашениях (1990 г.); принципы деятельности «ювенальных судов» заключаются в неукоснительном применении норм действующего законодательства, соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Анализ поступившей информации показал, что в контексте понятия «ювенальные технологии» судьи имеют в виду совершенствование отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.

Суды при отправлении правосудия руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которым суды ориентированы не только на строгое соблюдение требований материального и процессуального законодательства в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, назначение справедливого наказания, но и обеспечение воспитательного значения судебных процессов, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Верховным Судом Российской Федерации обозначены подходы к уголовному судопроизводству по делам о преступлениях несовершеннолетних, базирующиеся на необходимости в рамках действующего российского законодательства учитывать и использовать общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с уголовным законом; содержались рекомендации о необходимости учитывать в судебной практике при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних общепризнанные принципы и нормы международного права, такие как Конвенция ООН о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), а именно: обеспечение прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, усиление воспитательного значения судебных процессов, специализация судей по делам о преступлениях несовершеннолетних, повышение квалификации судей не только по вопросам права, но и психологии, педагогики, экономия уголовной репрессии, принятие мер по ресоциализации и реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, привлечение к участию в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних представителей социальных служб (комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, образовательных учреждений и т.п.), выяснение причин и условий совершения несовершеннолетним преступления и принятия мер по их устранению; вынесение частного постановления суда для устранения нарушений закона, выявленных в ходе судебного разбирательства.

Практически во всех судах введена специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Исключение составляют лишь те регионы, в которых на рассмотрение в суды поступает незначительное количество уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В таких судах уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают председатели или заместители председателей районных (городских) судов, наиболее опытные судьи, имеющие большой стаж работы и жизненный опыт.

Поскольку термин «ювенальные технологии» уже находится в правовом обороте, судьи отмечают необходимость дать ему соответствующее толкование (разъяснение) при подготовке новой редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В настоящее время понятие «ювенальные технологии» используется применительно к сфере уголовного судопроизводства при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

В теории уголовного права и уголовного процесса термин «ювенальные технологии» также специально не разрабатывался. По мнению ведущих ученых-юристов Южного федерального университета, Ростовского филиала Российской академии правосудия и Северо-Кавказской академии государственной службы, в науке можно было бы предположить определение «ювенальных технологий» как определенного комплекса действий, определяющего порядок принятия решения в конкретной уголовно-релевантной ситуации.

Вместе с тем есть мнение некоторых ученых, что термин «ювенальные технологии» мог бы получить легализацию и распространение и в тех случаях, когда в орбиту уголовной юстиции попадает несовершеннолетний, пострадавший от преступления. В зависимости от нормативного содержания и конкретных задач «ювенальные технологии» могут быть классифицированы на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, социально-реабилитационные, воспитательно-педагогические. Еще одно определение ученых-юристов: под ювенальными технологиями следует понимать выработанные отечественной и мировой практикой специальные правила, приемы, методы и меры социально-реабилитационного и воспитательно-корректирующего характера с несовершеннолетними, попавшими в сферу деятельности правосудия о несовершеннолетних (ювенальной юстиции) и нуждающихся в защите своих прав и интересов.

Суммируя общее мнение судей субъектов РФ, под термином «ювенальные технологии» понимается применение общепризнанных принципов и норм международного права в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних в рамках действующего российского уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Ювенальные технологии — это совершенствование с учетом общепризнанных норм международного права (Пекинских правил, Конвенции ООН о правах ребенка, Эр-Риядских принципов) правоприменительной практики на основе действующего российского законодательства по делам несовершеннолетних в конфликте с законом. Под ювенальными технологиями понимается особая организация правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с уголовным законом, основанная на всестороннем знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применение специальных восстановительных программ (методов, способов), устраняющих дальнейшее возможное противоправное поведение несовершеннолетнего. В орбиту ювенальных технологий должны быть включены профилактические программы в отношении несовершеннолетних, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

Внедрение ювенальных технологий (описание которых будет дано ниже) в работу отдельных судов общей юрисдикции РФ осуществляется в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних в строгом соответствии с действующим российским законодательством и с учетом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребенка, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах, 1985 г.), Эр-Риядских руководящих принципах (1990 г.).

Согласно информации, поступившей из судов субъектов РФ, ювенальные технологии в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних применяются в судах 52 субъектов РФ.

Как отмечают судьи, одной из важнейших задач органов правосудия является обеспечение такого уровня судебной деятельности, который максимально способствовал бы успешному решению проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Совершенствование судебной деятельности по делам о преступлениях несовершеннолетних основывается на строжайшем соблюдении требований материального и процессуального законодательства, повышении эффективности профилактических мероприятий.

Судьи Иркутской области отмечают, что рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних требует значительно большего времени, чем дел взрослых, поскольку в судебном заседании исследуются данные о личности несовершеннолетнего, к участию в заседании привлекаются органы и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме этого, психологическая диагностика подростка, тестирование несовершеннолетних психологами, организация и проведение примирительных процедур — все это требует дополнительного времени.

Применение ювенальных технологий в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних в России началось в рамках пилотных проектов Программы Развития ООН в РФ «Поддержка становления правосудия в отношении несовершеннолетних» (1999–2003 гг.) — впервые в 1999 г. в некоторых судах общей юрисдикции г. Санкт-Петербурга, затем в 2001 г. в Ростовской и Саратовской областях, в 2003 г. — в Республиках Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкария и Ингушетия. В сотрудничестве с названной Программой ООН проходило изучение модели совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом в этот же период и в Курской области.

Основное содержание реализованных в 1999–2003 гг. пилотных проектов — экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации, предупреждении рецидива, введение в качестве участника судебного процесса новой для России должности социального работника при суде, который осуществляет социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних подсудимых в судебном процессе и обеспечивает психокоррекционное содержание судебных заседаний, готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего (на образование, трудоустройство, социальные пособия и т.п.) готовит для судьи предложения о привлечении органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к разрешению проблем подростка, устранению причин и условий совершения преступления, формированию реабилитационных профилактических программ.

Во многих регионах суды при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних приступали к апробированию ювенальных технологий первоначально на небольшой пилотной площадке (районный или городской суд), используя имеющийся в регионе потенциал системы органов служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Даже те регионы, которые, как указано в информациях, не применяют все ювенальные технологии, тем не менее уже используют некоторые их них. Например, в Кировской области ювенальные технологии всеми судами общей юрисдикции не применяются, в то же время некоторые ювенальные технологии в этом регионе уже используются. Так, в Ленинском районном суде г. Кирова при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних в качестве ювенальной технологии были использованы программы примирительных процедур с привлечением специалистов общественной организации «Вече», прошедших специальную подготовку. Кроме того, в 2009 г. в ходе подготовки к рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних этим судом неоднократно к проведению психологической диагностики несовершеннолетних подсудимых и подготовке рекомендаций по их реабилитации привлекались специалисты «Кировского Центра социальной помощи семье и детям» (Кировский областной суд).

Особо следует отметить Пермский край, в котором положительным итогом применения ювенальных технологий в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних стало снижение числа ранее судимых подростков, повторно совершивших преступления.

Так, за 2009 г. из 354 несовершеннолетних, с которыми осуществлялась работа по ювенальным технологиям, только 12 человек повторно совершили преступления, что составило 3,2% в то время как показатель повторной преступности несовершеннолетних в крае составляет 22%.

Учитывая позитивные результаты работы, постановлением Президиума Пермского краевого суда от 26 февраля 2010 г. принято решение — распространить работу по внедрению ювенальных технологий на все 50 судов общей юрисдикции Пермского края. Об особенности используемой в Пермской крае модели восстановительного правосудия будет сказано ниже.

Содержание ювенальных технологий в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, применяемых в судах общей юрисдикции РФ и направленных на повышение воспитательного значения судебного процесса и профилактику рецидива путем социального сопровождения несовершеннолетнего после суда:

— введение специализации судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов о помещении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием и в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

— повышение квалификации судей по делам несовершеннолетних и работников аппаратов судов не только по вопросам права (изучения законодательства о несовершеннолетних), но и по вопросам педагогики, психологии, детской психиатрии, привлечение к процессу повышения квалификации специалистов органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правоохранительных органов (следователей, прокуроров, работников ФСИН МЮ РФ);

— введение специализации работников аппаратов судов — помощников судей с функциями социального работника, секретарей судебного заседания и т.п.;

— использование методик сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом для реализации предписаний ст. 421 УПК РФ, а именно: подготовка доклада суду о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, уровне психического развития, влиянии на него старших по возрасту лиц, использование для этого формы Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя;

— воспитательное значение судебного разбирательства, взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечение названных служб к участию в судебном разбирательстве, в том числе к участию в принятии этими службами в соответствии с ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» мер по защите прав несовершеннолетнего, проведения этими службами после суда программ индивидуальной профилактики несовершеннолетнего и предупреждения рецидива;

— экономия уголовной репрессии: проведение примирительных процедур восстановительного правосудия, назначение принудительных мер воспитательного воздействия и наказаний, которые отбываются в обществе, главный акцент при этом делается на оказание помощи семье несовершеннолетнего в его исправлении, преодолении последствий противоправного поведения подростка;

— судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного несовершеннолетнего, которое принимается в форме частного постановления суда (ч. 4 ст. 29 УПК РФ) — как основание проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним после суда органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

— использование потенциала общественных организаций, волонтеров в проведении с несовершеннолетним профилактических мероприятий после суда;

— письмо суда, которым суд реализует полномочия по защите прав несовершеннолетнего подсудимого и оказанию помощи его семье в преодолении трудной жизненной ситуации, о которой стало известно в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.) (такая форма используется, например, когда суду становится известно не только о проблемах самого несовершеннолетнего подсудимого, но и о трудностях, с которыми столкнулась семья несовершеннолетнего подсудимого, в т.ч. необходимость оказания материальной помощи, поддержке членов семьи путем оказания предусмотренной законом адресной социальной помощи, помощи в трудоустройстве, в лечении, т.е. стали известны проблемы и трудности, которые сама семья без помощи уполномоченных органов и служб преодолеть не может);

— в соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ указание суда органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности, применяется в форме направления копии Карты социального сопровождения несовершеннолетнего (доклада суду о личности) в уголовно-исполнительную инспекцию (если назначено наказание, которое отбывается в обществе) либо в исправительное учреждение (если назначено реальное наказание в виде лишения свободы);

— ограничение гласности при судебном разбирательстве дел в отношении несовершеннолетних и обеспечение прав несовершеннолетних на конфиденциальность (суды учитывают рекомендации Пекинских правил, согласно которым право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя, потерпевшего; при взаимодействии со средствами массовой информации суды учитывают положения ст. 41 ФЗ «О средствах массовой информации». Обеспечение конфиденциальности при рассмотрении судами дел в отношении несовершеннолетних соответствует правовым позициям Европейского Суда по правам человека;

— контроль суда на стадии исполнения судебного постановления (контроль за исполнением частного постановления; проведение встреч в суде с группами осужденных подростков и их родителями и представителями органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с обсуждением процесса исправления несовершеннолетнего; обращение суда с запросами в различные учреждения об оказании помощи несовершеннолетнему, его семье и т.п.

Различия в использовании в регионах РФ ювенальных технологий имеются, в частности, в методах сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом в соответствии со ст. 421 УПК РФ (составление Карты социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого), процессуальных формах участия в судебном разбирательстве по делам о преступлениях несовершеннолетних специалистов органов и служб системы профилактики, в содержании реабилитационной работы с несовершеннолетним после суда (последнее напрямую зависит от достаточности инфраструктуры органов и служб по работе с детьми, использовании названными службами современных методов профилактики).

Первый вариант. Доклад суду о личности, Карту социального сопровождения готовит помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника, секретарь судебного заседания) с момента поступления в суд уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего (Ростовская, Свердловская, Брянская, Липецкая области, Камчатский край, Республика Карелия, Кингисеппский городской суд Ленинградской области и др.).

Доклад о личности (Карта социального сопровождения) наполняется информацией из уголовного дела, при необходимости, с несовершеннолетним подсудимым и его родителями проводятся беседы. Карта изучается в судебном заседании в виде характеризующих несовершеннолетнего материалов, равно как и иные характеризующие материалы, и приобщается к материалам дела.

Если следователем по уголовному делу не выполнены требования ст. 421 УПК РФ, то этот пробел в соответствии со ст. 421 УПК РФ помощник судьи восполняется с привлечением специалистов — психологов, педагогов, других специалистов системы профилактики — для сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем. В этом случае составление Карты осуществляется с помощью специалистов, дающих информацию об уровне психического развития несовершеннолетнего (психологическая диагностика несовершеннолетнего специалистом-психологом), об условиях жизни и воспитания (информация из ПДН ОВД, КДН, из образовательного учреждения и др. служб).

Карта социального сопровождения передается судье, в зависимости от содержащихся в ней сведений, требующих исследования в судебном заседании, дополнительно судья принимает решение о вызове в суд и даче показаний в качестве свидетелей или специалистов — учителей, работников ПДН, психологов и т.п.

Содержание Карты оглашается в судебном заседании, затем она приобщается к материалам уголовного дела. Карта социального сопровождения — это, по сути дела, развернутая подробная характеристика несовершеннолетнего подсудимого, история его жизни, сведения которой почерпнуты из материалов уголовного дела и дополнительной информации от специалистов, привлеченных к ее составлению. Собранная в Карте информация позволяет представить индивидуальные психологические особенности личности несовершеннолетнего, его социальной среды, установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и определить те меры предупреждения рецидива, которые нужно осуществить в отношении данного несовершеннолетнего в рамках индивидуальной программы профилактики после суда.

По мнению судей, сама по себе Карта (доклад суду о личности), таким образом, доказательством с точки зрения требований ст. 85–88 УПК РФ не является, а доказательствами могут быть содержащиеся в ней сведения, исследованные судом в судебном заседании, в том числе в форме допроса специалиста (специалистов), привлеченных к сбору информации о несовершеннолетнем. Поскольку ст. 74 УПК РФ предусматривает, что доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие подлежащих доказыванию обстоятельств при производстве по уголовному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (в том числе иные документы), то Карта может быть отнесена к иным документам и подлежит приобщению к материалам дела, что не будет противоречить положениям ч. 3 ст. 84 УПК РФ.

В Брянской области в 2 судах города Брянска — Володарском и Бежецком и в Дубровском районном суде области в целях совершенствования рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних на договорной основе с другими ведомствами закреплены по 1 психологу (в 2 судах города — это психологи органов образования, в Дубровском районном суде — психолог соцзащиты). После поступления уголовного дела несовершеннолетнего в суд помощник судьи проводит примирительные процедуры, предварительные беседы с подсудимым и его законными представителями с участием психолога. Психолог оказывает помощь в проведении бесед с несовершеннолетним, составляет психологический «портрет» подсудимого, дает рекомендации о необходимости и возможности психологической коррекции несовершеннолетнего. По результатам исследования личности, помощник судьи составляет Карту социального сопровождения, в которую заносится и заключение психолога. К рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних привлекаются представители КДН, ПДН ОВД, уголовно-исполнительных инспекций, педагоги учебных заведений, где обучался или обучается подросток, другие специалисты системы профилактики. В результате обеспечивается всестороннее исследование личности несовершеннолетнего подсудимого, уровня его психического развития, атмосферы, в которой он воспитывается, устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Это способствует вынесению судом законного, обоснованного и справедливого решения. Такое решение имеет цель — способствовать восстановлению прав потерпевшего, а также нарушенных прав несовершеннолетнего подсудимого (на образование, трудоустройство и т.п.), оздоровлению окружающей несовершеннолетнего обстановки, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, реабилитации и ресоциализации подростка, исключению рецидива. По результатам рассмотрения дела суд дает поручение КДН разработать комплекс мер, направленных на индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним после суда. При необходимости выносится частное постановление суда, контроль за исполнением которого осуществляет суд. Ежемесячно отчет о проводимой с несовершеннолетними после суда профилактической работе КДН направляет в суд (Брянский областной суд).

Второй вариант — по поступлении в суд уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего суд поручает подготовить доклад суду о личности — составить Карту социального сопровождения какому-либо специалисту системы профилактики (чаще — психологу или социальному работнику органов соцзащиты). В этом случае Карта также исследуется в судебном заседании, ее докладывает тот специалист, который составлял, которого суд может допросить в судебном заседании в соответствии со ст. 58 УПК РФ. В этом случае информация из Карты, оглашенная специалистом, заносится в протокол судебного заседания, в котором указывается процессуальное положение и дача показаний такого лица именно как специалиста. Зачастую такой специалист — это социальный работник органа социальной защиты населения, который осуществляет социальное сопровождение несовершеннолетнего после суда, организует проведение с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы.

Характерным примером такой модели исследования личности несовершеннолетнего является Саратовская область. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Управлением Судебного Департамента в Саратовской области, областным Министерством труда и социального развития и Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав при Правительстве Саратовской области с 1 января 2004 г. введены должности социальных работников при 10 районных (городских) судах общей юрисдикции Саратовской области, которые оказывают содействие суду при изучении психологических особенностей личности несовершеннолетнего подсудимого, социальной и воспитательной среды подростка, причин и условий совершения им преступления, готовят доклад суду о личности несовершеннолетнего подсудимого, составляют карту социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого (включает в себя совокупность материалов, всесторонне характеризующих подростка). При составлении Карты социальный работник проводит доверительные беседы с несовершеннолетним, его родителями (законными представителями), педагогами по месту учебы, соседями по месту жительства, инспекторами ПДН и КДНиЗП. Сама Карта социально-психологического сопровождения не исследуется в судебном заседании и в приговоре не указывается, а хранится при уголовном деле. Сведения, изложенные в Карте сопровождения, учитываются в совокупности с иными данными о личности несовершеннолетнего, содержащимися в материалах дела, при назначении наказания несовершеннолетнему, при решении вопроса о возможности прекращения уголовного дела, о назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Судом к участию в судебном разбирательстве уголовного дела в отношении несовершеннолетнего привлекаются специалисты образовательного учреждения, где он учился, КДН, ПДН, психологи — для выяснения особенностей личности (Саратовский областной суд).

В Санкт-Петербурге во всех судах города введена специализация судей по делам о преступлениях несовершеннолетних. Специалисты по социальной работе «Служ… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz