М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Режим отбывания наказания для несовершеннолетних во Франции

 

Режим применения наказаний к несовершеннолетним меняется в зависимости от возраста и тяжести совершенного правонарушения. В отношении несовершеннолетних моложе 13 лет могут применяться исключительно наказания в виде воспитательных мер и запрещаются наказания в виде лишения свободы. После 13 лет надлежащие судебные учреждения могут принимать решения в виде воспитательных мер, либо о назначении уголовного наказания «если того требуют обстоятельства дела и личность самого несовершеннолетнего».

Если преступление было совершено несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, решение о наказании в виде тюремного заключения принимается судом присяжных по делам несовершеннолетних. Если преступление было совершено лицом в возрасте от 13 до 16 лет, решение принимается судом по делам несовершеннолетних. Преступные деяния также рассматриваются судом по делам несовершеннолетних.

 

Изменение количества заключенных

Если за 20 лет можно отметить увеличение среднего возраста заключенных, то количество несовершеннолетних заключенных изменялось следующим образом:

Количество несовершеннолетних заключенных колебалось от 700 до 1000 между 1980 и 1988 гг., а потом резко пошло на убыль и составило 400 человек в 1991 г. Затем оно увеличилось до 600 и оставалось на этом уровне с 1993 по 1996 гг., снова увеличилось вплоть до 1999 г., потом опять сократилось и снова увеличилось в 2002 г.

932 несовершеннолетних находились в заключении в мае 2002

744 в январе 2005 г.

732 в январе 2006 г.

72 464 совершеннолетних были осуждены судами в 2003 г., то есть на 13,3% больше по сравнению с 2002 г. При этом на 12% увеличилось количество несовершеннолетних моложе 12 лет и немного увеличилось количество осужденных в возрастной группе с 13 до 17 лет. Количество приговоров, вынесенных в отношении несовершеннолетних судами присяжных, увеличилось более чем на 28% в период с 2002 по 2003 гг. Одновременно произошло уменьшение на 17% наказаний в виде тюремного заключения без отсрочки исполнения и на столько же увеличилось количество наказаний в виде исполнения общественных работ.

Данные цифры говорят, с одной стороны, об увеличении подростковой преступности и о смягчении наказаний, но, с другой стороны, о наличии небольшого количества значительно более серьезных правонарушений.

Процент несовершеннолетних среди заключенных:

—   1,4% в январе 2000

—   1,2% в январе 2004

—   1,1% в январе 2005

Данные колебания объясняются воздействием двух факторов: изменения в режиме отбывания наказаний и в практике судов, на которую оказало влияние развитие подростковой преступности. Цифры, иллюстрирующие количество несовершеннолетних в общей массе заключенных, свидетельствуют о том, что ювенальная юстиция по-прежнему предпочитает меры воспитательного воздействия. Общее количество несовершеннолетних заключенных почти не менялось за последние годы.

Как следует из таблицы, от 70 до 80% несовершеннолетних находились в изоляторах временного содержания.

 

Структура несовершеннолетних по категориям уголовных правонарушений на 1 января каждого года

 

 

Год

Подсудимые

Осужденные

Общ. кол-во

1992

375

118

543

1993

461

126

587

1994

415

147

562

1995

434

139

573

1996

436

125

561

1997

495

133

628

1998

541

128

669

1999

553

161

714

2000

560

158

718

2001

454

162

616

 

Можно отметить значительные колебания в количестве несовершеннолетних, помещенных под стражу.

 

 

 

1993

1996

1997

1998

1999

2000

Помещение под стражу в течение года

1.994

3.373

3.602

4.172

4.326

3.959

Основание

 

 

 

 

 

 

Статус подсудимого

 

3.241

3.365

3.828

3.921

3.635

Статус осужденного

 

130

231

344

401

313

Прочее

 

2

6

0

4

11

 

 

87% заключенных несовершеннолетних входят в возрастную группу от 16 до 18 лет. Речь идет, как правило, об очень коротких сроках заключения.

 

 

 

Средняя продолжительность временного заключения (месяцы)

Средняя продолжительность заключения (месяцы)

1993

2,3

2,8

1994

1,9

2,4

1995

1,7

2,1

1996

1,6

2,0

1997

1,7

2,1

1998

1,6

1,9

1999

1,6

1,9

2000

1,6

1,9

 

 

Судей по делам несовершеннолетних долгое время подозревали в стремлении избавить несовершеннолетних правонарушителей от наказания в виде тюремного заключения. В настоящее время среди судей преобладает мнение, что тюремное заключение иногда является необходимым этапом воспитательной работы с несовершеннолетним. Мера в виде тюремного заключения может не оказывать разрушительного воздействия на личность, если она сочетается с мерами воспитательного характера до, во время и после отбывания наказания. При этом, поскольку условия отбывания наказания откровенно плохие, следует учитывать реальную степень риска, связанную с пребыванием в тюрьме.

В циркуляре министра юстиции от 1994 года подчеркивалось стремление тюремной администрации привести условия содержания несовершеннолетних в соответствие со ст. 37 Конвенции о правах ребенка, в частности путем раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых заключенных и содействия сохранению семейных связей. В документе содержались конкретные указания в отношении применения к несовершеннолетним режима с мерами общественно-воспитательного характера и внесения соответствующих изменений в правила внутреннего распорядка. Тем не менее, общие условия заключения несовершеннолетних не претерпели значительных изменений, в связи с чем в 2000 г. Сенатская комиссия по расследованию положения в области подростковой преступности, которая посетила следственный изолятор в Лионе, высказала следующее критическое замечание: «помещения находятся в ужасном состоянии, а перенаселенность камер столь велика, что члены комиссии однажды обнаружили несовершеннолетнего заключенного, который лежал на тюфяке прямо на полу. В изоляторе процветает незаконная торговля, раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых заключенных отсутствует, а все усилия тюремного персонала не в состоянии изменить эту ситуацию. Отделение для несовершеннолетних следственного изолятора в Лионе скорее напоминает иллюстрацию к роману Чарльза Диккенса, а не Францию 21 века (доклад Сенатской комиссии от февраля 2000 г.).

Комиссия Сената по подростковой преступности отметила некоторое улучшение условий содержания несовершеннолетних (февраль 2002 г.):

Были приняты многочисленные меры для улучшения условий содержания несовершеннолетних заключенных.

a) Улучшение работы с несовершеннолетними

Значительное увеличение количества надзирателей в отделениях для несовершеннолетних тюремных учреждений.

Наличие социальных работников (советники по социальной адаптации и прохождению испытательного срока).

Специальная подготовка надзирателей на основании программ, совместно разработанных Службой судебной защиты молодежи и администрацией пенитенциарных учреждений.

Знакомство с контингентом.

Ознакомление с законами о подростковой преступности, с основами воспитательной работы и навыками общения.

Навыки коллективной работы.

Прохождение недельной стажировки в различных подразделениях Службы судебной защиты молодежи, в частности в отделе воспитательной работы суда по делам несовершеннолетних, что дает возможность лучше понять роль судьи и прокуратуры по делам несовершеннолетних.

Распространение в тюрьмах пособия по работе с несовершеннолетними заключенными, разработанного Министерством юстиции.

B) Новое в практике работы

Некоторые пенитенциарные учреждения разработали программы отбывания наказания в зависимости от поведения, которые предусматривают создание более жестких или более мягких условий с частичным пребыванием вне пенитенциарного учреждения. Подобная система существует в частности в центре для несовершенных правонарушителей Флери-Мерожи. Там имеются отделения строгого, усиленного, общего и облегченного режима. В этом учреждении каждую неделю проводятся заседания с участием специалистов различного профиля, на которых принимаются решения о переводе несовершеннолетних из одного отделения в другое. Такое стало возможным потому, что вышеуказанный центр занимает большую площадь и располагает целым набором помещений, в которых несовершеннолетние могут находиться в течение дня.

Следует отметить работу по развитию партнерских отношений между надзирателями, советниками по социальной адаптации и прохождению испытательного срока, медицинскими работниками, работниками службы судебной защиты несовершеннолетних, судьями по применению наказаний и работниками образования... Партнерство осуществляется в частности в рамках комиссий по надзору за пребыванием несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях.

c) Усиление роли работников образования

Основные усилия направлены на школьное образование несовершеннолетних заключенных. Пенитенциарные учреждения могут реально предоставлять последним возможность продолжить прерванное школьное образование. Министерство образования совместно с Министерством юстиции разработали программу, открывающую несовершеннолетним заключенным доступ к образованию. Учебный процесс в основном осуществляется преподавателями, которые Министерство образования предоставляет в распоряжение пенитенциарной администрации.

Работа преподавателей связана с большими трудностями. Так, несовершеннолетние заключенные зачастую совершенно не знакомы со школьной программой. 80 % не имеют диплома, а половина из них не прошли экзамена на «чтение», который регулярно проводится для выявления неграмотных. Кроме того, возможность педагогической работы зачастую ограничена очень небольшой продолжительностью пребывания несовершеннолетних под стражей.

Во время пребывания несовершеннолетнего в заключении на него составляется характеристика. Это позволяет разработать план обучения, который привязывается к проекту плана исполнения наказания или подготовки к освобождению. В отношении неграмотных несовершеннолетних ведется работа по овладению навыками чтения и письма. Делается упор на использование компьютеров с целью повышения уровня мотивации несовершеннолетних заключенных.

Однако, несмотря на усилия Министерства образования и Министерства юстиции, время обучения несовершеннолетних заключенных не превышает 10-12 часов в неделю.

В 2002 г. сенатская комиссия пришла к выводу о сложностях воспитательной работы в условиях заключения.

a) Решения о помещении под стражу принимаются в таких условиях, что их смысл часто ускользает от несовершеннолетних.

Так, когда несовершеннолетний помещается в ИВС, данная мера редко диктуется интересами следствия. Она скорее объясняется желанием судей положить конец дальнейшему втягиванию несовершеннолетнего в преступную деятельность. Поэтому несовершеннолетний оказывается в заключении сам не зная, на какой срок. И только потом выносится судебное решение, в котором, как правило, засчитывается время уже проведенное в заключении. Подобная система является малопонятной. Решение о помещении под стражу редко принимается в результате вынесения обвинительного приговора по уголовному делу. Наказание в виде тюремного заключения принимается, когда были исчерпаны все остальные меры, а иногда после целого ряда судебных решений об условном осуждении или условном осуждении с установлением испытательного режима, что в течение нескольких месяцев или даже лет создает иллюзию отсутствия «настоящего» наказания.

Сенаторы считают, что помещение в заключение со всей очевидностью свидетельствует о разрыве в работе с несовершеннолетними и показывает сложности, которые судьи и воспитатели испытывают в отношении меры в виде помещения под стражу. Ежегодное обязательное посещение пенитенциарного учреждения судьей по делам несовершеннолетних проводится от случая к случаю. Службе судебной защиты молодежи гораздо сложнее выполнять свою роль, когда несовершеннолетний находится в заключении. Служба судебной защиты молодежи играет весьма скромную роль в период заключения, хотя следует отметить некоторое улучшение в работе с несовершеннолетними в плане закрепления результатов, полученных до помещения под стражу.

B) Плохие условия содержания заключенных

В 2002 году условия содержания несовершеннолетних были неудовлетворительными и продолжают оставаться таковыми.

Несовершеннолетние содержатся, как правило, в отделениях для несовершеннолетних в тюремных учреждениях, предназначенных для взрослых. Они помещаются в следственные изоляторы, где содержатся в основном подсудимые.

В настоящее время во Франции насчитывается 53 отделения для несовершеннолетних.

Следует отметить, что положение начало меняться в лучшую сторону и через некоторое время в 59 пенитенциарных учреждения будут созданы условия для содержания несовершеннолетних. Речь идет о создании в городской черте отделений для несовершеннолетних, рассчитанных максимально на 20-25 заключенных, и небольших отделений на 8-12 заключенных в сельской местности.

Тем не менее, определенные сложности возникают в связи с самой концепцией, предполагающей наличие «отделений для несовершеннолетних» внутри пенитенциарных учреждений для взрослых. Как правило, в следственных изоляторах не предусмотрены особые помещения для несовершеннолетних. Поэтому «отделение для несовершеннолетних» часто представляет собой несколько камер, отделенных решеткой от остального помещения. Отделения для несовершеннолетних не полностью изолированы от остальных помещений. Так, многие помещения используются несовершеннолетними и взрослыми заключенными. Речь идет в частности о лазарете и штрафном изоляторе...

Следует также отметить, что довольно сложно избежать контактов между взрослыми заключенными и несовершеннолетними во время их перемещений внутри пенитенциарного учреждения. Кроме того, поскольку несовершеннолетние осужденные и подсудимые содержаться вместе, несовершеннолетние осужденные не могут пользоваться всеми правами, которые предоставляются взрослым осужденным в плане контактов с внешним миром.

В 2002 году сенаторы высказывали критические замечания в связи с отсутствием мер по гуманизации отбывания наказаний.

УПК предусматривает целый ряд мер по гуманизации отбывания наказаний в виде полусвободного режима, условного освобождения, работы вне пенитенциарного учреждения и т. д. Данные меры прописаны в самом общем виде и применяются как к несовершеннолетним, так и к взрослым заключенным.

Тем не менее, данные меры редко принимались в отношении несовершеннолетних. Вот как это объяснялось:

80% несовершеннолетних заключенных являются подсудимыми, поэтому по определению невозможно применять меры по гуманизации в отношении временного заключения, которое применятся тогда, когда все остальные способы воздействия исчерпаны;

судья по делам несовершеннолетних уполномочен назначать наказания только вне пенитенциарного учреждения, а вопросы помещения под стражу находятся к компетенции судьи по применению наказаний. Поэтому необходимо, чтобы они координировали свою работу, что достаточно сложно осуществить на практике;

отделения для несовершеннолетних следственных изоляторов плохо подходят для режима полусвободного пребывания, который предполагает, что заключенный покидает учреждение каждое утро и возвращается туда вечером.

Сенаторы считают, что следует полностью пересмотреть всю систему заключения несовершеннолетних.

Доклад сенатской комиссии привел к тому, что правительство:

— Предоставило судье по делам несовершеннолетних полномочия в отношении применения наказаний,

— Разработало программу строительства 7 пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних.

Роль судьи по делам несовершеннолетних в отношении применения наказаний

Судья по делам несовершеннолетних и применение наказаний вне пенитенциарного учреждения

Раньше судья по делам несовершеннолетних был уполномочен назначать наказания только вне пенитенциарного учреждения в виде общественных работ, условного наказания с исполнением общественных работ и условного наказания с испытательным сроком. Закон от 9 сентября 2002 г. предоставил ему полномочия единолично принимать решения о частичной или полной отмене наказания в виде тюремного заключения с отсрочкой исполнения в рамках условного наказания с испытательным сроком или с осуществлением общественных работ, если осужденный нарушил предъявленные ему требования или отказался выполнять общественные работы. На основании закона от 9 марта 2004 г. наказания могут сопровождаться мерами воспитательного характера, а именно:

—   Условное наказание с испытательным сроком,

—   Условное наказание с выполнением общественных работ

В результате этого, такие воспитательные меры, как передача на попечение родителей, помещение в воспитательное учреждение или надзор, могут сочетаться с:

—   Условным наказанием с испытательным надзором,

—   Уcловным наказанием с назначением исполнения общественных работ

Это позволяет судье по делам несовершеннолетних принимать в течение испытательного срока такие меры, как помещение несовершеннолетнего в воспитательное учреждение усиленного режима, в детский дом социального типа, а также передача на попечение родителей, опекуна либо лица облеченного доверием, хотя ни одна из вышеуказанных мер не была предусмотрена в решении суда, вынесшего постановление по делу. Мерами по гуманизации наказания, которые могут сочетаться с обязательствами, выдвинутыми судьей по применению наказаний в рамках условного наказания с испытательным сроком. Речь может идти об условном освобождении, помещении в воспитательное учреждение, полусвободном режиме, отсрочке исполнения или дроблении наказания, а также о помещении под электронное наблюдение. Те же воспитательные меры могут рассматриваться в качестве условий отбывания наказания вне исправительного учреждения, но при этом несовершеннолетний должен в обязательном порядке быть предварительно помещен под стражу.

Помещение в воспитательное учреждение закрытого типа может сочетаться с:

— Условным наказанием с испытательным сроком,

— Условным наказанием с исполнение общественных работ,

— Условным освобождением по решению судьи по делам несовершеннолетних, имеющим полномочия в отношении применения наказаний

Во время прохождения испытательного срока судья по делам несовершеннолетних может:

— Изменять, добавлять или отменять отдельные требования;

— Принимать решение о применении одной или нескольких мер воспитательного характера, а также вносить в них изменения

Роль судьи по делам несовершеннолетних в пенитенциарном учреждении.

Надзор за отделениями для несовершеннолетних следственных изоляторов.

Речь идет о давно существующем требовании, которому не придавалось должного значения. Начиная с 1952 г. судьям по делам несовершеннолетних были предоставлены полномочиями в отношении контроля за местами заключения, но они очень редко ими пользовались. Данный факт с сожалением отмечается представителями тюремной администрации.

Судья по делам несовершеннолетних также уполномочен контролировать исполнение наказаний в виде лишения свободы в специальных отделениях следственных изоляторов, находящихся в его подсудности:

— Он входит в состав комиссии по надзору за следственным изолятором;

— Обеспечивает посещение несовершеннолетних осужденных воспитателями службы судебной защиты молодежиi, в частности представителями воспитательной службы при суде;

— Он уполномочен предлагать представителям тюремной администрации любые меры, которые он считает необходимыми для перевоспитания осужденного несовершеннолетнего;

—Его мнение обычно должно учитываться при перемещении осужденного в другое учреждение, но тюремная администрация часто пренебрегает этим и информирует судью задним числом.

— Судья по делам несовершеннолетних, в юрисдикции которого находится следственный изолятор с отделением для несовершеннолетних, должен посещать его не менее одного раза в месяц.

—Судья по делам несовершеннолетних, в юрисдикции которого нет следственного изолятора, тем не менее обязан раз в год проверять условия заключения несовершеннолетних.

После того, как в 2004 году судье по делам несовершеннолетних были представлены полномочия судьи по применению наказаний в местах заключения, необходимо, за исключением срочных случаев, запрашивать его мнение о направлениях работы с несовершеннолетними заключенными. Он должен быть информирован обо всех инцидентах и штрафных санкциях. Он дает заключение об изменениях правил внутреннего распорядка пенитенциарного учреждения.

Полномочия судьи по делам несовершеннолетних в отношении применения наказаний в местах заключения.

Следует напомнить, что примерно 75% несовершеннолетних заключенных отбывают временное заключение и к ним не могут применяться меры индивидуального подхода. Несовершеннолетние, которые находятся во временном заключении и одновременно отбывают наказание, также лишены этой возможности (не считая зачета уже отбытого срока из общего срока заключения).

В соответствии с законом, по обвинительным приговорам, вынесенным начиная с 1 января 2005 года, вопросы гуманизации наказаний передаются от судьи по применению наказаний в компетенцию судьи по делам несовершеннолетних вплоть до достижения осужденным 21 года.

Судья по делам несовершеннолетних теперь возглавляет комиссию по применению наказаний, если последняя рассматривает положение осужденного, на которого распространяется его компетенция.

Судья по делам несовершеннолетних может самолично принять решение о переквалификации наказания в виде заключения на срок до шести месяцев или менее на условное наказание с исполнением общественных работ.

Существует конкурентная подсудность с судьей по применению наказаний в отношении совершеннолетних в возрасте от 18 до 21 года, которые были осуждены судом по делам несовершеннолетних.

Если осужденный являлся несовершеннолетним на момент совершения инкриминируемых действий, но был совершеннолетним во время слушания дела в суде, судья по делам несовершеннолетних компетентен только в том случае, когда суд по делам несовершеннолетних или суд присяжных по делам несовершеннолетних принимает соответствующее особое решение.

За исключением особых случаев, вопросы контроля за исполнением наказания находятся в ведении судьи по исполнению наказаний. Если осужденный достиг 18 лет в ходе исполнения наказания, и если это оправдано с точки зрения личности заключенного и срока наказания, судья по делам несовершеннолетних может передать его дело в ведение судьи по вопросам исполнения наказаний. Это актуально в том случае, когда судья по применению наказаний также ведет дело осужденного судом по делам взрослых.

Закон вводит понятие «судьи по делам несовершеннолетних, который ведет дело несовершеннолетнего». Данная формулировка является более точной и одновременно более гибкой, чем обычные критерии подсудности.

И в самом деле, после вынесения приговора в виде реальной меры наказания, делом одного и того же несовершеннолетнего могут заниматься несколько судей по делам несовершеннолетних, а именно:

— Судья по делам несовершеннолетних, «который ведет дело несовершеннолетнего»;

— Судья по делам несовершеннолетних по месту заключения;

— Судья по делам несовершеннолетних по месту отбывания наказания вне пенитенциарного учреждения либо полусвободного режима;

— Судья по делам … Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz