М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Коммерческий арбитраж в Великобритании

 

Англия является одной из ведущих стран, суды которой участвуют в разрешении как национальных, так и международных споров. Лондонский Международный Арбитражный суд (LCIA) - старейший третейский суд, созданный в 1892 г., рассматривающий все виды торговых споров. Законодательство и судебная практика Лондонского международного арбитражного суда (LCIA) представляют значительный интерес из-за объема наработанной им практики по отдельным категориям дел.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех стран, формирующих в своем союзе группу из трех юрисдикции: Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, каждой из которых свойственна собственная судебная система и порядок рассмотрения гражданских дел. Действие английского права ограничено территорией Англии и Уэльса и где применимо законодательство: Правила гражданского судопроизводства 1998 г (Civil Procedure Rules 1998), Закон о конституционной реформе 2005 г. (Constitutional Reform Act 2005), Закон о Верховном суде 1981 г. (Supreme Court Act 1981); Английский закон об арбитраже 1996 года (Arbitration Act 1996 (of England)); Закон об арбитраже (Международные инвестиционные споры) 1966 г. (The Arbitration (International Investment Disputes) Act 1966).

Существуют регламенты таких международных коммерческих арбитражей и арбитражных ассоциаций, как The London Court Of International Arbitration (LCIA), The London Maritime Arbitrators Association (the LMAA), The Grain and Feed Trade Association (GAFTA), The Federation of Oils, Seeds and Fats Association (FOSFA), The AIDA Reinsurance and Insurance Arbitration Society (UK) (ARIAS), The Chartered Institute of Arbitrators (CIArb), а также ряда бирж и институтов, установивших собственные процедуры разрешения споров: The London Metal Exchange (LME), Baltic Exchange (BE), London Stock Exchange (LSE), ICE Futures.

Общий принцип определения компетенции международных коммерческих арбитражей соглашением сторон подвергается в английском праве ограничениям, обусловленным публично-правовой природой спора. В частности, таким соглашением на рассмотрение спора невозможно передать споры, связанные с публичными правами (избирательные права граждан и др.). Частноправовые споры подлежат рассмотрению международными коммерческими арбитражами только при наличии в договоре арбитражной оговорки. Более длительные сроки рассмотрения, более сложная процедура разбирательства торговых споров в английских государственных судах обуславливают в последние годы нарастание количества обращений предпринимателей в международные коммерческие арбитражи.

Увеличение количества рассматриваемых споров побуждает к применению более быстрых процедур, таких как ускоренный арбитраж {fast-track arbitration). Создание и использование новых информационно-коммуникационных средств, широкое использование Интернета сделали необходимым создание специальной системы ускорения рассмотрения споров - он-лайн разбирательства, при котором участники разбирательства виртуально присутствуют в арбитраже. Проект такого закона уже выработан, а сама процедура применяется в Центре эффективного разрешения споров - Centre for Effective Dispute Resolution (CEDR).

Широкое распространение в Англии способов рассмотрения торговых споров, именуемых альтернативными (ADR), не снижает роли международных коммерческих арбитражей. При поощрительной позиции самих коммерческих арбитражей к ADR, то есть адресование спорщиков к альтернативным способам разрешение споров в Великобритании, привлекательность международных коммерческих арбитражей не уменьшается. Различные способы разрешения торговых споров, активное внедрение альтернативных способов разрешения споров (mediation) не только не снижает в Англии роли коммерческого арбитража, но и позволяет повысить материально-правовой и процессуально-правовой аспекты эффективности его деятельности в случае отдельных торговых споров за счёт более точного выбора процедуры разрешения таких споров и снижения общей нагрузки на международный коммерческий арбитраж.

До недавнего времени в доктрине Англии доминировала процессуальная теория правовой природы арбитражного соглашения. Современные английские правоведы все чаще отмечают преимущество теории смешанной правовой природы арбитража. Английское право после вступления Англии в Европейский Союз, начинает приближаться к европейской трактовке арбитражного соглашения, а именно к смешанной теории. Юридическая природа международных коммерческих арбитражей всё чаще рассматривается в Англии как особый правовой институт sui generis. Выработанные английским правоведением комплексная и смешанная теории исходят из положения, что арбитраж является договорным явлением по своей сути, а процедурные вопросы относятся лишь к сфере его функционирования.

Общей тенденцией во взаимоотношениях государственных и международных коммерческих арбитражей в Англии следует считать повышение контролирующей роли государственных судов. Эта роль существенно повысилась после реформирования английской системы судоустройства Законом о конституционной реформе 2005 г. В настоящее время вопросы компетенции международных коммерческих арбитражей, а также вопросы соблюдения ими основных принципов гражданского судопроизводства могут оспариваться в государственных судах. Нерешенной проблемой, затрудняющей исполнение государственными судами их контролирующей роли, современное английское правоведение считает отсутствие в статутном праве единого акта, обозначающего пределы полномочий государственных судов в оценке решений, принятых международными коммерческими арбитражами.

В последнее время международный коммерческий арбитраж стал самым популярным альтернативным государственному способом разрешения споров в международной торговле, имея большие преимущества перед государственным правосудием. Одним из значимых статутов является Английский Закон об арбитраже 1996 года (Arbitration Act 1996). Институт арбитража, в основе которого лежит свободно выраженная воля сторон, предоставляет договаривающимся сторонам ряд соответствующих инструментов, обеспечивающих максимально возможную определенность в том, что касается интерпретации и судьбы их договорных отношений в случае возникновения торгового спора.

Обеспечение легальной базы для арбитража во внутреннем английском законодательстве сопровождалось интенсивными мероприятиями по созданию необходимых организационных форм. В XVIII-XX вв. был образован ряд постоянно действующих, или институционных, арбитражных органов: Арбитраж при Лондонской хлеботорговой ассоциации, охвативший широкую область международной торговли хлебом, Международная ассоциация торговли зерном и кормом (Grain and Feed Trade Association), Федерация ассоциаций масла, семян и жиров (The Federation of Oils, Seeds and Fats Association)[5], Лондонская ассоциация бирж какао (The Cocoa Association of London) и Федерация торговли кофе (Coffee Trade Federation), Королевский Институт Арбитров Великобритании (КИАВ) (The Chartered Institute of Arbitrators (CIArb), Лондонская ассоциация морских арбитров (ЛАМА) (The London Maritime Arbitrators' Association (LMAA), арбитраж «Общества Ллойда», развернувшего свою деятельность в сфере международного торгового мореплавания), Общество по страхованию и вторичному страхованию (ARIAS(UK)), Общество арбитров в строительной индустрии (The Society of Construction Arbitrators), Лондонский Международный Арбитражный суд (LCIA).

В связи возникновением торгово-промышленных объединений, в Англии при ряде таких объединений возникли свои собственные специализированные арбитражи. Все биржи и другие институты лондонского Сити установили процедуры для разрешения споров, возникающих между членами. Сюда входят Лондонская Фондовая биржа (London Stock Exchange), Балтийская биржа (Baltic Exchange), Лондонский Ллойд (Lloyd's of London), а также биржи деривативов: Euronext.liffe, Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange) и Фьючерсная биржа (ICE Futures).

Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) является одним из наиболее известных институциональных учреждений международного арбитража. Порядок арбитражного производства в лондонском арбитражном суде определяется специальными правилами, изданными этим судом. Действующий в настоящее время Регламент Лондонского Международного Третейского суда вступил в силу с 1 января 1998 года и распространяет свое действие на арбитражные разбирательства, которые были возбуждены на указанную дату либо после нее.

По сравнению с арбитражами ad hoc в последнее время неуклонно возрастает роль постоянно действующих третейских учреждений. Согласно последним данным 86% всех обращений приходится в Англии именно на постоянно действующие международные коммерческие арбитражи, и только 14% на ad hoc. Также существует тесная связь между конкретными институционными арбитражами и арбитражами ad hoc. Одним из проявлений взаимодействия этих двух различных видов арбитража является практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров.

В последнее время в практике международного коммерческого арбитража возник ряд негативных моментов. Главные изменения - усложнение процедуры арбитражных разбирательств и увеличение времени рассмотрения торгового спора. С целью повышения эффективности международного коммерческого арбитража стали упрощенные и ускоренные (ускоренный арбитраж или fast-track arbitration) процедуры для разрешения небольших по сумме споров. Они предполагают не только более простой порядок формирования решающего состава, но и более гибкие процессуальные правила рассмотрения споров.

Особенностью системы общего права (common law) в Англии является круг источников права, основными из которых являются не нормативные правовые акты, а прецеденты (судебная практика). Суд в рамках судебного прецедента вправе формулировать правовую норму и применять ее для решения принятого к рассмотрению дела. В рамках государственного правосудия споры, возникающие из коммерческих сделок, рассматриваются в специальных юрисдикционных органах. В Англии к таким органам относится коммерческий суд (Commercial Court)). Он является обособленной частью Отделения королевской скамьи (Queen's Bench Division) Высокого суда и рассматривает по первой инстанции наиболее сложные гражданские дела, например, споры, вытекающие из контрактов и деликтов; взыскание долга, требование о возмещении вреда, причиненного деликтом. Коммерческий суд также рассматривает споры торгового характера (перевозка товара, страхование, вексельные обязательства). Данный суд также осуществляет апелляционное производство по жалобам на решения коммерческих арбитражей.

Начиная с 1998 г. в Англии действуют Торговые суды (Mercantile Courts) в территориальных округах Высокого суда. В связи с конституционной реформой в Англии на законодательном уровне произошли изменения в 2005 г., однако эти предписанные изменения относительно Судебного Комитета палаты Лордов на практике осуществились только в октябре 2009 г. Именно с этого периода полностью стал функционировать Верховный суд Соединенного королевства, осуществляющий в настоящее время функции Судебного Комитета палаты Лордов. Палата Лордов является в настоящее только законодательным органом. Разбирательство торговых споров в Англии в государственных судах характеризуется более длительными сроками рассмотрения, более сложной процедурой, в силу чего торговые споры с участием иностранных партнеров выгоднее и быстрее рассматривать не в государственных, а в международных коммерческих арбитражных судах. Для судоустройства Англии характерен учет суммы спора (цены иска) в качестве ведущего критерия распределения гражданских дел между различными судами первой инстанции.

В Англии также действует большое число специализированных судов. Среди наиболее важных можно назвать: Суд по делам о несостоятельности, Суд компаний, Ограничительный практический суд, обладающий правом контролировать и прекращать ограничительную или монополистическую практику в сфере поставки товаров и оказания услуг, Суд национальных промышленных отношений, наделенный полномочиями в области промышленности.

Разбирательство торговых споров в государственном суде осложняется некоторыми рисками. Анализ существующей в Англии доктрины и главенствующих прецедентов в области привлечения к имущественной ответственности компании, учрежденных органами государственной власти, и в дальнейшем ведущих самостоятельную коммерческую (торговую) деятельность, показывает, что всегда судьи государственных судов исключают проявление пристрастного отношения к той стороне в процессе, которая происходит из Великобритании. В целом также довольно ограничена возможность исполнения решения государственного суда на территории государства иного, чем то, на территории которого оно вынесено. В силу этого в Англии торговые споры с участием иностранных партнеров выгоднее и быстрее рассматривать не в государственных, а в международных коммерческих арбитражных судах.

Процессуальная реформа Верховного Суда Англии и Уэльса 1995 года ввела широкое использование альтернативного разрешения споров, в том числе по коммерческим делам -alternative dispute resolution (ADR), а именно: ведение переговоров с целью отыскания компромисса, выработки соглашения по спорным вопросам (negotiation). Реформа предусматривала досудебное урегулирование коммерческих споров с использованием посреднических процедур, либо урегулирование споров на ранней стадии судопроизводства при совместном построении работы судьи и сторон. При процедуре посредничества (mediation) третье лицо, избранное спорящими сторонами, исследует их позиции в возникшем конфликте, обсуждает с ними возможные варианты его разрешения. Стороны могут не только договориться о назначении посредника, но и наделить его дополнительным, факультативным полномочием - в том случае, когда достигнуть компромисса не удается, он должен выступить в качестве арбитра и разрешить спор по существу. Такой вариант соглашения в английской литературе обозначают термином mediation-arbitration (med-arb).

Стороны могут передать материалы для изучения всех спорных вопросов или их части эксперту. Его заключение формально не является для них обязательным, но может повлиять на ход переговоров. Эта форма альтернативного производства именуется expert appraisal (экспертным исследованием). В Великобритании в качестве способов ADR применяются: нейтральная оценка (neutral evaluation), где нейтральное лицо обеспечивает оценку обстоятельств дела, не являющуюся обязательной для сторон, заключение эксперта (expert determination), где независимый эксперт дает ответ на поставленный перед ним вопрос, «регулятивный орган» (regulators), учреждаемый Актом Парламента. Способ независимого установления фактов (neutral fact finding) применяется в Англии, Уэльсе и не применяется в Северной Ирландии и Гибралтаре. Этот способ ADR используется в делах с вовлечением комплекса технических вопросов, где независимый эксперт изучает обстоятельства дела и выносит необязательную оценку обстоятельств. Центр эффективного решения споров (ЦЭРС) (Centre for Effective Dispute Resolution, (CEDR)) в Лондоне создал систему, открывающую для сторон возможность обращаться к ушедшим в отставку судьям или адвокатам для предварительной оценки.

Причиной растущей популярности ADR служит стремление деловых кругов к быстрому и эффективному разрешению разногласий. Процесс сближения международного коммерческого арбитража с другими разновидностями альтернативного разрешения споров обусловлен в первую очередь, именно этими причинами. Именно эти процессы, по-видимому, и вызывают тенденции к упрощению, ускорению и удешевлению процесса разрешения торговых споров -альтернативным формам разрешения споров (ADR) с целью восстановить преимущества международного коммерческого арбитража.

Международный коммерческий арбитраж можно определить как особый альтернативный судебному способ урегулирования гражданско-правовых споров, вытекающих из внешнеэкономической деятельности и осложненных «иностранным элементом»; осуществляемый на основе добровольного волеизъявления сторон с учётом специфики органов и процедуры выбора арбитров, уполномоченных рассматривать эти споры; и признаваемый государственной властью различных стран в части признания и исполнения решений по таким спорам, являющихся окончательными и обязательными для сторон.

Можно выделить пять основных исторических периодов развития правового регулирования рассмотрения торговых споров международными коммерческими арбитражами Англии:

Исторически первый является период X-XII вв. в условиях интенсификации торгового оборота. В эпоху феодальной системы в Англии в силу высоких издержек, сложности и длительности судопроизводства, именно третейский суд стал использоваться для разрешения торговых споров.

Второй период (XVIII - XIX вв.), когда был образован ряд постоянно действующих, или институционных, арбитражных органов. Первыми специальными законодательными актами, регулирующими деятельность арбитража, признаются статут 1698 г., затем статуты 1833 и 1854гг.

Третий период включает в себя начало и середину XX века, когда дальнейшая гармонизация международного законодательства, регламентирующего аспекты деятельности арбитражей обеспечила две основные составляющие успеха международного коммерческого арбитража: возможность рассмотрения споров арбитражем, включая арбитраж ad hoc, и возможность реализации вынесенного таким образом решения.

Четвёртый период - с 1996 года по 2005 г. Этот этап начался с принятия одного из значимых статутов - Английского закона об арбитраже 1996 года (Arbitration Act 1996 (of England)). Принятый Закон об арбитраже не отменил в целом Закон об арбитраже 1950г., в результате чего ряд его положений продолжает действовать. Кроме того, в него были включены некоторые положения, относящиеся к арбитражу из других ранее принятых законов (Arbitration (International Investment Disputes) Act 1966, Arbitration Act 1975

Начало пятого периода связан с Законом о конституционной реформе 2005 г. (Constitutional Reform Act 2005), который внес кардинальные изменения в некоторые устоявшиеся за долгое время законы и процедуры, прямо или косвенно влияющие на государственный контроль за деятельностью международных коммерческих арбитражей в Англии.

В области торговых (коммерческих) споров в Англии исторически сложилось, что длительное время суды рассматривали договоренность о передаче спора на рассмотрение в арбитражах как соглашение, от которого стороны в одностороннем порядке могут отказаться (принцип «отзывности»). Возможность использования этого принципа была обусловлена тем, что в английском общем праве (Common Law) закреплялось положение о недопустимости добровольного отказа от обращения к государственному суду, поскольку это противоречило концепции публичного порядка (public policy). На этом основании английское общее право не признавало обязательность заключенного сторонами арбитражного соглашения.

Государственные суды в Англии в этот период рассматривали арбитражные разбирательства как «направленные на лишение судов органически присущей им юрисдикции», и, хотя и не считали соглашения об арбитражном разбирательстве недействительными, однако отказывали им в судебной защите в форме приостановления судопроизводства, возбужденного вопреки арбитражному соглашению, либо путем побуждения уклоняющейся стороны к участию в арбитраже. Именно поэтому возникло положение о судебной неисполнимости арбитражных соглашений по общему праву (unenforceability) или о «невозможности принудить неисправного контрагента к производству арбитража в соответствии с соглашением, которое является следствием отзывности. Таким образом, первоначально решения третейских судов не могли исполняться при помощи государственного принуждения. При нежелании проигравшей стороны исполнять арбитражное решение добровольно, у выигравшей стороны не было никаких иных возможностей исполнить решение, кроме как обратиться для возбуждения нового процесса в государственный суд Англии.

Положение о судебной неисполнимости (unenforceability) арбитражных соглашений по общему праву снижали их эффективность и, отрицательно влияли на развитие международных торговых отношений в Англии.

С течением времени государство постепенно начинает вмешиваться в регулирование деятельности третейских судов Англии, сначала, признавая решения и санкционируя их исполнение, а затем регламентируя в большей или меньшей степени различные вопросы, имеющие отношение к третейскому рассмотрению торговых споров.

Первый арбитражный закон Англии (Английский Закон 1698 г.) открыл для сторон возможность закрепления юридической силы арбитражного соглашения путем оформления его в суде под угрозой признания стороны, нарушившей соглашение, виновной в проявлении «пренебрежения или неуважения к суду». Лишь Законом 1833 г. было установлено требование получения предварительного согласия суда на отзыв стороной арбитра, а в 1854 г. закон, имевший своим содержанием некоторые процессуальные вопросы, предоставил суду право, исходя из презумпции юридической силы заключенного сторонами арбитражного соглашения, приостанавливать судебное производство при ссылке ответчика на соответствующее арбитражное соглашение и назначать арбитра вместо стороны при уклонении последней.

Английским Законом об арбитраже (Arbitration Act 1889) от 26 августа 1889 г были введены новые правила (The London Arbitration Rule), применяемые при торговых спорах.

Дальнейшее развитие арбитражного законодательства в Англии связано с принятием международной Нью-Йоркской Конвенции ООН 1958 г. «О признании и исполнении иностранных арбитражных решений». В Англии был воспринят принцип взаимности в отношении решений некоторых международных арбитражных судов, предусмотренный этой Конвенцией ООН. В связи с этим позднее был принят Английский закон об арбитраже 1966 года (Arbitration (International Investment Disputes) Act 1966.

Английским правом также допускается исполнение иностранных арбитражных решений по общему праву - путем иска по арбитражному решению. На практике же этот способ используется для исполнения решения иностранного арбитражного суда, не подпадающего под определение «решения по Нью-Йоркской Конвенции, или для исполнения любого решения, когда суду просто нецелесообразно использовать упрощенную процедуру по Ст. 66 Закона 1996 г. ввиду наличия в деле сложных фактологических или правовых вопросов.

Деятельность старейшего коммерческого арбитража Англии - Лондонского Международного Арбитражного суда (LCIA) также внесла свой вклад в развитие арбитражного законодательства в Англии и в мире.

Одним из последних значимых статутов является Английский закон об арбитраже 1996 г. (Arbitration Act 1996 (of England)). Он не во всем совпадает с единообразными нормами Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, однако, большинство положений обладает определённым сходством.

В настоящее время в Англии поставлена задача уменьшить количество обращений в государственные суды. В Англии существует специальная процедура, согласно которой сторонам рекомендуется использовать международный коммерческий арбитраж. В последнее время данная процедура носит характер официальной рекомендации.

В Англии третейское рассмотрение правовых споров регламентировано довольно обширным (110 статей и 4 приложения) Законом об арбитраже (Arbitration Act) 1996 г., Закон 1996 г. применим к арбитражам, местом нахождения которых считается Англия и Уэльс, а также Северная Ирландия (ст. 2). Надзор органов английского правосудия за своими отечественными третейскими структурами именуется в нормативных актах арбитражными трибуналами (arbitral tribunals). Процессуальные нормы о порядке осуществления такого контроля в их совокупности и взаимосвязи образуют самостоятельную разновидность специализированного производства внутри английского гражданского процесса.

Главные черты такого специализированного производства зафиксированы частью 62 «Правил гражданского судопроизводства» 1998 г. (ПГС) («Civil Procedure Rules» 1998 (CPR)) озаглавленной «Арбитражные требования» («Arbitration claims») и дополняющим ее практическим указанием PD 62 (Practice Directions 62). Содержание словосочетания «арбитражные требования» очерчено как охватывающее любые обращения к государственному суду по Закону 1996 г.

Таким образом, компетенция международных коммерческих арбитражей определяется согласием сторон, но из их компетенции исключены споры связанные с публичными правами граждан. Это соглашение должно быть предоставлено в международный коммерческий арбитраж в виде соглашения, заявления или какой-либо ссылки сторон, предусматривающие арбитражное разбирательство согласно Регламенту выбранного международного коммерческого арбитража.

Для осуществления контроля за деятельностью международных коммерческих арбитражей, создаются специальные институты, учреждения или суды. В Англии государственный контроль за деятельностью международных коммерческих арбитражей в течение своего исторического развития претерпевал различные изменения. Арбитры в средневековом английском арбитраже призваны были решать вопросы факта, а не права, а только потом могли обратиться к судье, высказывающим свое мнение по вопросу права. Так, например, до 1889 г. включительно коммерческие арбитражи подчинялись государственным судам, что проявлялось в том, что государственный суд мог по-своему усмотрению уменьшить размер возмещения стороне или отменить принятое ранее решение. В Англии также существовал обязательный или принудительный арбитраж—statutory arbitration, т. е. арбитраж, осуществляемый в порядке специально изданных законов, предусматривающих по некоторым делам юрисдикцию арбитражного органа, исключающую компетенцию судебных органов.

Длительное применение в арбитражной практике Англии процедуры special case зависело от дискреционного усмотрения арбитража, но при этом эта особая процедура могла быть предписана арбитражу судом при соответствующем обращении в суд заинтересованной стороны. В 1979 г. процедура special case в Англии была отменена, и на смену ей пришла процедура апелляции арбитражного решения. В настоящее время в Англии функцию контроля выполняют государственные суды, осуществляющие данное полномочие для того, чтобы проверить компетенцию международных коммерческих арбитражей в рассматриваемых спорах и выполнения ими принципов правосудия. В Англии существует проблема осуществления такого контроля из-за отсутствия единого акта, который определял бы объем полномочий и пределы такого вмешательства в деятельность международных коммерческих арбитражей.

В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон (Clausula arbitriosa). Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о том, что все споры, возникающие или могущие возникнуть из договора, передаются на рассмотрение в международный коммерческий арбитраж. Арбитражное соглашение может содержаться в тексте самого договора, а также в виде дополнительного соглашения, кроме того, оно может быть сделано путем обмена писем или телексных сообщений. Для рассмотрения спора международным коммерческим арбитражем достаточно ссылки в договоре или указание на другой документ, в котором содержится арбитражное соглашение.

Существуют различные классификации видов арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде условия в контракте, получившего название арбитражной оговорки, или в виде отдельного соглашения, которое часто называется третейской записью. Помимо двух видов - арбитражная оговорка и третейская запись, проводят различие по времени заключения.

Так, если соглашение о передаче дела в третейский суд заключается между сторонами по уже возникшему спору, то оно называется третейской записью (compromis). Условие о передаче дела в арбитраж на случай возможного в будущем спора, включенное в состав договора купли-продажи, фрахтования судна и т.п., называется оговоркой об арбитраже (clause compromissoire). С этой целью стороны могут включить в свою сделку специальную арбитражную оговорку, или арбитражную клаузулу.

Решением Палаты Лордов была определена самостоятельность арбитражного соглашения от основного договора. Вместе с тем указанное правило действовало, только если не оспаривалось изначальное существование договора (поп est factum). Относительно правовой природы арбитражных соглашений существуют различные подходы. Сторонники понимания арбитражного соглашения как обычного гражданско-правового договора признают, что оно порождает для сторон гражданско-правовые обязанности, в том числе обязанность подчиниться решению, вынесенному арбитражем. Приверженцы процессуальной теории рассматривают арбитражное соглашение как соглашение процессуального характера. При этом оно направленно в рамках процессуальной теории на исключение юрисдикции государственного суда.

Концепция смешанной природы признается более привлекательной по той причине, что позволяет учитывать как материально-правовые, так и процессуальные элементы. Согласно этой теории арбитражное соглашение рассматривается как гражданско-правовой договор, порождающий в том числе и процессуальные последствия. Сторонники автономной теории, напротив, не признают арбитражное соглашение гражданско-правовым договором, поскольку ни один гражданско-правовой договор сам по себе не может порождать процессуальных последствий. С другой стороны, арбитражное соглашение не рассматривается ими и как соглашение в области процесса, поскольку арбитраж выходит за рамки государственной юрисдикции.

Вопрос о достоверности арбитражного соглашения может возникнуть также тогда, когда в договоре содержится несколько арбитражных соглашений противоречащих друг другу. В данной ситуации суд пытается сохранить право рассматривать данный спор за международным коммерческим арбитражем, путем урегулирования противоречащих условий, а также посредством толкования одного условия к другому условию как исключение. В Законе 1996 г., однако, не принята формулировка Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», поскольку она могла причинить, по мнению английских исследователей, ущерб практике английских международных коммерческих арбитражей.

Арбитражное соглашение должно быть предоставлено в международный коммерческий арбитраж в виде соглашения, заявления или какой-либо ссылки сторон, предусматривающие арбитражное разбирательство согласно Регламенту выбранного международного коммерческого арбитража. Например, в преамбуле Регламента Лондонского Международного Арбитражного суда (LCIA arbitration rules) прямо закреплено данное требование «Если какое-либо соглашение, третейская запись или оговорка предусматривает арбитражное разбирательство согласно Регламенту Лондонского Международного Арбитражного суда (LCIA), то считается, что стороны согласились на проведение арбитражного разбирательства в соответствии с действующим Регламентом и изменениями к нему, вступившими в силу до начала арбитражного

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz