М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Примирение и посредничество в уголовном правосудии России

 

ЧТО ТАКОЕ ПРИМИРЕНИЕ?

 

Примирение - это деятельность обвиняемого и потерпевшего, направленная на преодоление последствий преступления. При этом достигается взаимопонимание по поводу произошедшего, причин его вызвавших  и последствий для потерпевшего; разрабатывается и исполняется соглашение о возмещении вреда; разрабатываются и исполняются планы по изменению поведения участников, способствовавшего возникновению криминальной ситуации.

Примирительная встреча может проходить в присутствии нейтрального лица (ведущего), который создает условия для конструктивного диалога и достижения взаимоприемлемого соглашения. Соглашение о возмещении вреда и планы  изменения поведения участников, способствовавшего возникновению криминальной ситуации, фиксируются в примирительном договоре.          

Подобная деятельность необходима для разрешения криминальной ситуации путем привлечения к активному участию в этом процессе и пострадавшего, и нарушителя; обеспечения сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне; выражения чувств участников, снятия психологических состояний и освобождения от ролей «жертвы» и «клейменого преступника»; превращения столкновения между людьми в конструктивный процесс решения их проблем; вразумления нарушителя, осознания  им своей ответственности за нанесенный вред.

Примирение полезно и выгодно не только потерпевшей и обвиняемой сторонам, но и  обществу в целом. Оно ведет к восстановлению добрых отношений между людьми, предотвращению эскалации  насилия и жестокости; сокращению затрат правосудия; повышению роли общественности  в работе с  правонарушителями.

Чем примирение не является? Это не  замена судебной системы и тюрем, не третейский суд, не лечение или психотерапия, и не панацея в борьбе с преступностью. Сегодня традиции раскаяния, милосердия и прощения не исчезли из российской действительности. Зачастую потерпевший и обвиняемый сами стремятся найти пути к примирению. В то же время, установка на примирение зачастую не реализуется из-за невозможности провести нормальные встречи и переговоры, взаимного недоверия и нежелания вести переговоры наедине, страха подвергнуться давлению и т.п.  В случаях, когда реализуются лишь некоторые элементы примирения (например, происходит возмещение ущерба), примирение не носит целостного, с точки зрения общества, характера. Отсутствует  взаимопонимание по поводу ситуации правонарушения, пострадавший не может получить ответы на вопросы, дающие возможность выйти из стрессовой ситуации, правонарушитель не всегда осознает реальные последствия своих действий, не используются возможности специальных реабилитационных программ.

Преодолеть эти недостатки спонтанно возникающих актов примирения призваны специально организуемые программы примирения жертвы и правонарушителя (Victim Offender Reconciliation Program), которые действуют уже в течение более 25 лет во многих странах мира, в том числе и в Европе. Наиболее развита практика примирения в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Норвегии, Финляндии и Франции. В Польше и Чехии после успешного проведения экспериментальных программ перешли к законодательному закреплению и расширению примирительной практики. В современном мире эти программы рассматриваются как движение к справедливости, дополняющее сложившиеся формы правосудия и сокращающее применение уголовной репрессии.

 

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА, ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. Заинтересованность в примирении могут выразить и потерпевший, и обвиняемый. Оно также может происходить по инициативе органов внутренних дел. Для направления в программу примирения обязательно признание обвиняемым факта деяния и своего участия в нем.

2. Ведущий встречается отдельно с обвиняемой и потерпевшей сторонами, объясняет им суть и возможные результаты примирительных встреч.

3. Если обе стороны соглашаются участвовать в примирении, то определяется дата совместной встречи. Сама встреча проходит в нейтральном месте, никак не связанном с уголовным процессом. По согласованию с ведущим в ней могут принять участие, кроме обвиняемого и потерпевшего, их родственники, адвокаты и социальный работник.

4. Примирительная встреча  состоит из двух основных этапов.     

Первый нужен для  достижения взаимопонимания между пострадавшим и правонарушителем по поводу ситуации правонарушения. Пострадавший имеет возможность высказать, как повлияло на него правонарушение, а правонарушитель  -  увидеть реальные последствия своих действий. Пострадавший может задать вопросы, почему это случилось, как следовало бы поступить, и получить ответы на них. На этом этапе правонарушитель может подтвердить свое раскаяние через извинение и сочувствие, объяснить и осознать свое поведение.

На втором этапе разрабатывается стратегия выхода из данной ситуации. Одновременно, при необходимости принимается решение  о направлении правонарушителя (при его согласии) в ту или иную реабилитационную программу. Если все участники согласны с принятыми решениями, подписывается примирительный договор, который направляется в правоохранительные органы.  

5. Во время встречи ведущий сохраняет нейтральную позицию. Он должен направлять и облегчать переговоры, следить за тем, чтобы каждый участник был понят и имел возможность высказать свою точку зрения.

6.Копия договора вместе с документами, подтверждающими его выполнение, направляется в правоохранительные органы или суд и служит основанием для принятия решений по уголовному делу.

Весь процесс происходит на добровольной основе, т.е. в любой момент и потерпевший, и обвиняемый имеют право отказаться от участия в нем.

Для пострадавшего, примирение - это возможность получить возмещение ущерба; психологическое облегчение; поддержку и признание обществом несправедливости произошедшего; получить ответы на вопросы о событии преступления: «Почему это произошло со мной?», «Неужели это я сам в чем-то виноват?», «Может ли это повторится снова?»; прощение - подлинное проявление человечности и благородства.

Для правонарушителя участие в примирении приводит к пониманию реальных последствий своих действий; осознанию ответственности за свои поступки; выражению деятельного раскаяния; прекращению уголовного дела или смягчению наказания (в случае подлинного раскаяния и действия в соответствии с примирительным договором - возмещение вреда, прохождение реабилитационной программы и т.д.).

Для общества  программы примирения – это возвращение части конфликтов и криминальных ситуаций для разрешения самими людьми; укрепление и восстановление традиций миротворчества и сострадания; возможность для граждан самостоятельно оценить произошедшее, установить справедливость, выработать и реализовать нормы общежития; средство освобождения судов от незначительных дел, что позволяет им сконцентрироваться на  более серьезных преступлениях; экономия рабочего времени профессионалов и бюджета уголовной юстиции.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМИРЕНИЯ

 

Под примирением обвиняемого и потерпевшего для нужд уголовного правосудия понимается оформление в надлежащей процессуальной форме отказа потерпевшего от своих первоначальных претензий и требований к лицу, совершившему преступление (ст. 76 УК РФ). Например, от просьбы привлечь его к уголовной ответственности (если уголовное дело пока не возбуждено) или просьбу прекратить уголовное дело, возбужденное по его заявлению. При этом для того, чтобы факт примирения порождал правовые последствия, необходимо, чтобы ему предшествовало заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. Это может означать: реальное возмещение в денежной, либо иной форме причиненного имущественного ущерба; устранение своими силами материального вреда; возмещение морального вреда, а также предоставление достаточных гарантий возмещения вреда в оговоренный срок.

Что касается осуществления примирения между гражданами, то законодательство не запрещает и не должно запрещать его ни при каких условиях. При этом в России ход примирения действующим законодательством не регламентируется. Значение для уголовного процесса получает лишь результат примирения. Так, по уголовным делам небольшой и средней тяжести юридическое значение примирения определяется в соответствии со ст. 27 УПК РФ,  например, примирение может вести к прекращению уголовного дела несовершеннолетнего обвиняемого с применением к нему мер воспитательного воздействия.  В прочих случаях, в том числе и по тяжким составам, - п. к, ч.1, ст.61 УК РФ («Добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненные потерпевшему»). Таким образом, правовым последствием примирения может являться смягчение наказания.

 

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)

Статья 25. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

 

Статья 27. Основания прекращения уголовного преследования

1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса;

3) вследствие акта об амнистии;

4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

6) исключен. - Федеральный закон от 24.07.2002 N 98-ФЗ;

7) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 58-ФЗ;

6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

3. Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

 

Уголовный кодекс (УК РФ)

Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание

1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

б) несовершеннолетие виновного;

в) беременность;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

2. При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

3. Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

 

Статья 62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств

1. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

2. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом "и" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

3. Положения части первой настоящей статьи не применяются, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае наказание назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.

4. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются. При этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

5. Срок или размер наказания, назначаемого лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

 

Статья 76. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

 

Статья 76.1. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности

1. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198-199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 171, частью первой статьи 171.1, частью первой статьи 172, частью второй статьи 176, статьей 177, частями первой и второй статьи 180, частями третьей и четвертой статьи 184, частью первой статьи 185, статьей 185.1, частью первой статьи 185.2, статьей 185.3, частью первой статьи 185.4, статьей 193, частью первой статьи 194, статьями 195-197 и 199.2 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

В настоящее время многие организации, работающие с правонарушителями, особенно несовершеннолетними (ОППН, КДН), ощущают необходимость изменить формы и методы работы по созданию условий для включения различных социально-реабилитационных программ в работу по профилактике преступности. Поскольку программы примирения могут дать реабилитационный эффект без дополнительных затрат для системы уголовного правосудия, представляется необходимым  создать условия для партнерских отношений между органами местного управления, правоохранительными органами, судами и   общественными организациями, ведущими работу по примирению.

 В то же время  сотрудничество с представителями местных органов власти, реабилитационными и социальными службами необходимо для полноценного осуществления самих программ примирения.

 

РОЛЬ И ПОДГОТОВКА ВЕДУЩЕГО

 

Ведущий не должен отстаивать какие-либо интересы – свои или какой-либо стороны. Именно поэтому важнейшим принципом его работы является   нейтральность. На роль ведущего могут претендовать люди, умеющие общаться с людьми, внимательно их выслушать и не подверженные чрезмерным эмоциям.

Им должен быть честный, внушающий доверие человек, здравомыслящий и терпеливый. В России ведущих программ примирения готовят в центре «Судебно-правовая реформа» либо в зарубежной организации, дающей достаточную подготовку (не менее 30 часов) в области примирения в уголовном правосудии. В любом случае ведущий должен иметь соответствующий сертификат.

Начинающие проходят несколько встреч в качестве помощника, после этого решается вопрос о самостоятельной работе. В примирительных встречах часто работают в паре (ведущий и помощник). В этом случае они помогают, дополняют и контролируют друг друга. Желательно, чтобы ведущие были специалистами в области психологии, социальной работы, педагогики, но это не обязательно.

 

ОПАСНО ЛИ ПРИМИРЕНИЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА?

 

Некоторые специалисты в сфере уголовной юстиции опасаются, что программы примирения создадут трудности для осуществления правосудия и вызовут разгул преступности. Мы хотели бы ответить на некоторые часто задаваемые в связи с этим вопросы.

Вопрос: Все ли уголовные дела могут быть направлены на примирение?

Ответ: Нет. Не могут быть направлены на примирение дела, связанные с организованной преступностью. Очень осторожно необходимо подходить и к делам, связанных с изнасилованием.   

Вопрос: Может ли так случиться, что программы примирения сделают возможным оказание давления обвиняемых на потерпевших, потерпевшие будут при этом на все согласны, а  преступники избегут ответственности. 

Ответ: Давление на потерпевших происходит в тех или иных случаях. Нередко оно сопровождается угрозами. Процедуры примирения построены таким образом, что ведущий контролирует нормальное протекание процесса, инициирует активное участие и создает условия для действительно добровольного согласия на примирение сторон.

Вопрос: Только суд может решить вопрос об уголовной ответственности. Если программы примирения дадут возможность прекращать дела, не принижаем ли мы роль суда как независимого и беспристрастного органа, контролирующего надлежащую правовую процедуру?

Ответ: Сегодня необходимо углублять дифференциацию форм уголовного процесса, особенно  по делам  несовершеннолетних и по преступлениям, в которых, в первую очередь, страдают личные или имущественные интересы физических лиц (потерпевших). Надлежащая правовая процедура это прежде всего предоставление возможности соблюдения процессуальных гарантий, а не   втягивание всех, кто обратился в органы уголовного преследования, в орбиту полного уголовного  процесса.   

Дифференциация форм уголовного   процесса дает возможность не затягивать рассмотрение дел, экономить государственные средства.

Вопрос: Ведение примирительных встреч может попасть в руки нечистоплотных людей, которые будут манипулировать сторонами и попытаются извлечь незаконную выгоду, не подвергаясь надзору в системе  государственных органов.

Ответ: Надзор над специалистами в системе государственных органов не предотвращает опасности проникновения туда нечистоплотных людей.  Важными гарантиями от злоупотреблений являются «прозрачная» и наблюдаемая процедура отбора людей, а также репутация организации, осуществляющей примирение. 

 

Сомнения в реализации примирительных программ при существующем положении дел

 

Вопрос: Сначала нужно принять соответствующий закон, а потом заниматься «встречами».

Ответ: Разумеется, законодательные акты необходимы как важный шаг при переходе к массовой практике примирительных программ. Изменения должны включать создание юридических  условий для проведения процедур примирения: определения круга дел и обстоятельств, по которым примирение невозможно, права обвиняемого и  потерпевшего на примирение по своему делу и др. Именно для подготовки этого перехода к массовой практике, поставленной в законодательные рамки, как раз и необходим период работы в рамках существующего законодательства, в ходе которого удастся отработать и уточнить примирительные процедуры, документы и позицию профессионалов в отношении нового института. Только при этих условиях, можно гарантировать, что новый закон будет входить в практику вместе с четко проработанными механизмами его реализации.

Для работы в рамках существующего законодательства создан алгоритм проведения процедур примирения, согласованный с Отделом по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры РФ. Программы примирения потерпевшего и обвиняемого на основе данного алгоритма проводятся на территории Таганского района Москвы.

Вопрос: Как может несовершеннолетний обвиняемый, не имеющий собственного заработка, возместить материальный ущерб?

Ответ: Следует четко понимать, что примирительный договор составляют и подписывают потерпевший и обвиняемый. От их согласия и доброй воли зависит, состоится примирение или нет. Разумеется, никто не может дать то, чем он не владеет. Но что имеет несовершеннолетний - должно выясниться в ходе обсуждения между потерпевшим, обвиняемым подростком и его родителями. Если раскаяние, желание исправить содеянное, с одной стороны, и отказ от чувства мести - с другой становятся отправной точкой встречи, то стороны смогут подобрать эквивалентную и посильную для подростка замену деньгам.

Действительно, какие-то потери потерпевшего может компенсировать регулярная работа, не требующая высокой квалификации (мытье машины, помощь на огороде и т.п.). А если подросток откажется от подарка, который собирались ему сделать родители ко дню рождения или от денег, накопленных для покупки роликовых коньков? Постепенно выясняется, что же реально имеет несовершеннолетний и от чего он готов отказаться, отвечая за содеянное и стараясь возместить ущерб.

Вопрос: Примирительное соглашение - пустая бумажка, ведь никто ничем не отвечает за его выполнение.

Ответ: Во-первых, важно, что от потерпевшего и обвиняемого не требуется, чтобы они подписали соглашение. Если они не хотят примиряться, то могут вообще этого не делать. Примирительная встреча проводится таким образом, чтобы ее результат непосредственно отвечал интересам сторон и выражал их волю. Предполагается, что раз стороны добровольно сформулировали и согласились выполнять определенные обязательства, то они и будут придерживаться соглашения. Статистика выполнения примирительных договоров в различных странах мира это подтверждает.

Во-вторых, силу примирительному соглашению может придать суд. Если примирительный договор подписанный сторонами еще не выполнен, и суд считает целесообразным его выполнение, то, назначая условное  наказание, он может, в соответствии со ст.73 УК РФ, возложить на осужденного исполнение  обязательств, зафиксированных в примирительном договоре.

 

Уголовный кодекс (УК РФ)

Статья 73. Условное осуждение

1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.

2. При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

 

3. При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года - не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

3.1. В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.

4. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.

5. Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

6. Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

7. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

 

В основном судьи сегодня выносят два варианта обвинительного приговора – условное осуждение и о… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz