М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Медиация. Технологии и ресурсы альтернативного разрешения споров

 

Современный деловой оборот неизбежно порождает конфликты и столкновения. Они могут вызвать между его участниками настоящую войну, которая нередко занимает годы, отвлекает колоссальные силы и средства от нормального ведения бизнеса, разрушает деловые и человеческие связи, подрывает деловую репутацию, ведет к утечке конфиденциальной информации, влечет потери прибыли и дестабилизацию бизнеса. От такой войны страдают и лица, которые непосредственно не участвуют в ней - работники, деловые партнеры, клиенты. Кроме того, внутрикорпоративные и межкорпоративные войны отталкивают потенциальных инвесторов. Но такое деструктивное развитие конфликта не является неизбежным, им можно управлять. Зная о богатом разнообразии, гибкости и потенциале способов дружественного урегулирования споров и владея навыками их применения, можно не только решить проблему в интересах всех участников спора, но и предупредить конфликт.

Россия обладает богатым потенциалом применения примирительных процедур. В ее деловой и правовой культуре издавна сложилось предпочтение разрешать конфликты неформально, путем переговоров, а при необходимости - с привлечением третьих лиц: судей или посредников. Расширение деловых и профессиональных международных контактов позволяет обогатить практику примирительных процедур передовым зарубежным опытом. Во многих странах с наиболее интенсивным торговым оборотом такая примирительная процедура, как медиация (посредничество), завоевала роль ведущего способа урегулирования споров в интересах всех его участников.

В последние годы общественные институты проявляют все возрастающий интерес к реализации возможностей посредничества для урегулирования не только трудовых, семейных и мелких гражданских конфликтов, но и коммерческих споров любого масштаба. Дискуссии вызывают три основных проблемы - предъявляемые к посреднику требования, гарантии и пределы конфиденциальности посредничества, способы обеспечения принудительного исполнения достигнутых в ходе согласительной процедуры соглашений. От качества решения этих и связанных с ними проблем во многом зависит то, насколько адекватными будут правовые условия для безопасного и эффективного применения Медиации в России.

Цель медиации в России - предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки. Процесс медиации основан на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения, а сама процедура не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. С введением с 1 января 2011 года Федерального закона N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"  институт медиации должен стать частью правовой культуры, сформировать в обществе культуру поведения в конфликте. Сегодня медиация рассматривается не только как альтернативный государственному суду способ разрешения споров, но и как способ поведения в конфликте, как культура позитивной коммуникации. Медиативный подход способствует совершенствованию коммуникативных способностей и является действенной формой профилактики конфликтности в российском обществе.

 

Медиация и ее основополагающие принципы

 

Медиация - это переговоры между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего права выносить обязательное для сторон решение. Понятие медиация происходит от латинского «mediare» - посредничать. Основополагающими принципами медиации являются:

1. Добровольность. По общему правилу стороны нельзя принудить к участию в примирительной процедуре. Более того, согласившись участвовать в ней, сторона вправе в любой момент отказаться от ее продолжения. Исключением являются случаи, когда соглашением сторон или законом предусмотрена обязательная попытка примирительной процедуры. Однако участие не предполагает обязательства примириться, а нужно только добросовестно рассмотреть варианты примирения и воздержаться от судебного разбирательства данного дела в течение определенного срока.

2. Добросовестность и беспристрастность посредника. Примиритель не может быть лицом, заинтересованным в том или ином исходе спора, или лицом, зависимым от какой-либо из сторон либо имеющим разную степень влияния на стороны (если стороны не договорились об ином).

3. Полный контроль сторон за результатами процедуры. Никто не может навязать сторонам спора свое решение в ходе примирительной процедуры.

4. Неконфронтационный характер переговоров, атмосфера доверия и взаимного уважения, поддерживаемая посредником. Одной из важнейших задач посредника является поддержание конструктивного характера переговоров с сохранением эмоционально-психологического благополучия вовлеченных в спор сторон. Именно поэтому посредник вправе требовать от сторон предоставить ему управление ходом процесса и установление "правил игры".

5. Конфиденциальность. По общему правилу примирительные процедуры от начала и до конца конфиденциальны. Сам факт проведения примирительной процедуры в отсутствие согласия сторон об ином должен быть неизвестен лицам, не участвующим в процедуре. Содержание мирового соглашения может быть открыто только в случаях, установленных законом, в частности, для целей его исполнения.

6. Обширный круг возможных взаимоприемлемых решений спора. Главным преимуществом примирительных процедур перед судебным или третейским разбирательством выступает тот факт, что стороны могут согласовать любое законное решение спора, соответствующее их интересам. Именно поэтому примирительные процедуры предпочтительнее даже в случае, если в данной правовой системе судебная система работает эффективно.

Медиация - добровольный процесс выработки соглашения, в котором нет победителей и побежденных. Решение, достигнутое самими сторонами в ходе примирительной процедуры, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении. Если же впоследствии изменятся внешние обстоятельства, стороны снова прибегают к примирительной процедуре и адаптируют к ним свое соглашение.

 

Зачем нужен посредник в переговорах

 

К посреднику прибегают, когда переговоры не приводят к успеху, заходят в тупик или не могут даже начаться. Посредничество намного эффективнее, чем обычные переговоры, потому что:

- посредник обладает уникально полным объемом информации о споре, целях и интересах сторон. Он может встречаться раздельно с каждой из них. На таких приватных встречах стороны делятся с ним информацией, которую обычно не разглашают ни другой стороне, ни судье, ни арбитру. Посреднику же раскрыть ее стороны не боятся, потому что он в споре не участвует, а обязательного решения по спору принять не может. Благодаря этому знанию посредник часто является единственным лицом, которое видит "точки пересечения" интересов сторон условия, на которых возможно заключение соглашения);

- в посредничестве стороны излагают свой спор стороннему лицу, которое выслушивает их без цели судить об их правоте и задает уточняющие вопросы, а также выслушивают друг друга не перебивая и без задачи опровергнуть услышанное. Это помогает сторонам самим лучше понять видение проблемы другой стороной и снять мнимые противоречия;

- присутствие стороннего лица, которое пользуется доверием и авторитетом у обоих спорщиков, помогает наладить более конструктивный диалог между ними;

- посредник имеет опыт ведения переговоров и контролирует их порядок, следя за тем, чтобы они вели к достижению результата, удовлетворяющего обе стороны. Вся процедура сфокусирована на поиске взаимоприемлемого решения;

- посредник может конфиденциально дать каждой стороне объективную оценку ее притязаний. В результате стороны лучше видят свои шансы в случае судебного разбирательства и охотнее приходят к компромиссу;

- посредник не участвует в споре, поэтому он может посмотреть на него свежим взглядом и увидеть больше, чем стороны, в том числе условия, приемлемые для всех сторон;

- на приватных встречах каждая сторона может "выпустить пар" без угрозы для срыва переговоров.

 

Чем посредничество лучше судебного или третейского разбирательства

 

Стороны спора наделяют посредника (медиатора) точно определенным объемом процессуальных полномочий, не больше и не меньше. Он не вправе ни судить, ни примирять, ни делать заключений, ни давать оценок, ни представлять сторонам проекты решения, он не вправе принимать никакого решения, которое затрагивало бы по существу разрешаемую проблему. Медиатор сопровождает стороны на пути устранения конфликта, но не ведёт их по нему». Решение является не навязанным извне актом уполномоченного органа, а результатом совместной работы сторон, то есть исходит исключительно от них самих. Это решение будет исполнено, потому что оно выгодно для самих сторон, а не потому что они опасаются санкций. К тому же стороны не только достигают приемлемого решения, но и создают возможность для укрепления и развития их дальнейших деловых отношений, в то время как вынесение решения судом зачастую не только не прекращает конфликт, но и делает невозможным дальнейшие деловые отношения между сторонами, так как не было достигнуто их реального примирения.

При посредничестве спор может быть разрешен на любых законных условиях, которые приемлемы для сторон. Решение основывается на интересах и целях участников спора, а не на поиске "правого и виноватого". Решения могут быть очень гибкими благодаря тому, что урегулирование спора не обязательно достигается за счет денежных выплат: например, могут быть принесены извинения, даны объяснения, внесены изменения в договоры.

- После посредничества стороны смогут сотрудничать в дальнейшем, а после судебного разбирательства - едва ли.

- Мала вероятность несоблюдения достигнутого соглашения по сравнению с решением, вынесенным судьей или арбитром, поскольку стороны являются "соавторами" этого соглашения.

- При посредничестве спор обычно разрешается за считанные дни, а процесс в суде часто длится месяцы и даже годы.

- Расходы на посредничество неизмеримо меньше, чем на оплату юридических услуг и другие расходы в судебном разбирательстве.

- Менеджеры являются не пассивными наблюдателями формального процесса, как в суде, а активными участниками переговоров.

- Устраняется риск вынесения неблагоприятного судебного решения и связанных с ним преюдиции, штрафных санкций, судебных издержек, а также негативной репутации.

- Стороны сами принимают решение, участвовать ли в процедуре посредничества, и могут выйти из нее по своему усмотрению.

Посредничество не препятствует сторонам в случае недостижения соглашения обращаться в суд или использовать другие процедуры. Если стороны не достигнут соглашения, посредник не может вынести обязательное решение по их спору без согласия на то всех сторон. Посредник обязан быть независимым от любой из сторон и не иметь собственного интереса в исходе спора. Посредник поддерживает конструктивный характер переговоров. Если эмоции накаляются, посредник переходит к приватным встречам с каждой их сторон, проводя "челночную дипломатию".

При проведении процедуры посредничества не должно вестись видео- или аудиозаписи, а предложения об условиях примирения не являются судебным доказательством. В результате посредничества стороны могут заключить соглашение, имеющее юридическую силу. Если посредничество проводилось после начала судебного разбирательства, стороны могут оформить достигнутое примирение мировым соглашением, которое утверждает суд. Такое соглашение при необходимости может быть принудительно исполнено. Даже если процедура посредничества не приведет к урегулированию спора, время на его проведение нельзя считать потерянным, потому что стороны лучше поняли спор и подготовились к его разрешению в третейском, судебном или ином порядке. На практике примирение нередко достигается через определенное время после того, как посредничество завершено, благодаря прогрессу, достигнутому в ходе посредничества.

 

В каких случаях следует прибегать к посредничеству

 

Посредничество эффективно не во всех спорах. Оно особенно желательно, если:

- в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;

- стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве;

- судебное решение по данному делу скорее всего будет обжаловано;

- спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;

- спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;

- стороны почему-либо не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики; затраты на разбирательство, в том числе на оплату услуг адвокатов, могут свести на нет победу в процессе; результат разбирательства непредсказуем).

 

В каких случаях посредничество неприменимо

 

Есть несколько случаев, когда посредничество едва ли применимо:

- нужно продемонстрировать непреклонность, чтобы впредь другими лицами не выдвигались подобные требования;

- ваша компания не заинтересована в урегулировании этого спора;

- легко можно получить благоприятное решение суда в короткие сроки,

- нужно привлечь больше внимания общественности к этому спору.

 

Какова мировая практика применения медиации

 

В дословном переводе «медиация» означает «посредничество», в данном случае посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта между двумя или более сторонами. В ДИРЕКТИВЕ 2008/52/ ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах термин «медиатор» означает всякое третье лицо, проводящее медиацию, независимо от его наименования или профессии в соответствующем государстве-члене и от способа, которым он назначается для проведения медиации. Эти определения весьма широки и универсальны, так как они должны быть одинаково применимы ко всем странам-членам ЕС, то есть учитывать существующие особенности медиации в различных правопорядках. Медиацию традиционно относят к способу альтернативного государственному судебному разбирательству разрешения споров или ADR (Alternative Dispute Resolution).

В течение многих веков медиация успешно применялась в межгосударственных отношениях, в улаживании конфликтов между семьями, соседями, политическими партиями, профессиональными, религиозными и иными общественными группами, в парламентской процедуре. В наше время значимость медиации и входящих е ее инструментарий методов также велика. Она применяется не только в семейных и трудовых конфликтах, но и в имущественных спорах любого уровня, в том числе между компаниями, между менеджментом корпорации и ее акционерами, а также в противоречиях между субъектами международного права.

Медиация направлена на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем. Вместо поиска виновных и доказывания своей правоты медиатор настраивает стороны на совместное решение проблемы. Одним из важнейших отличий медиации от судебного разбирательства является причастность каждой из сторон к процессу выработки решения. В ходе урегулирования спора посредством медиации решение принимают сами его участники, а медиатор, управляя при необходимости ходом процедуры и неизменно оставаясь нейтральным по отношению к сторонам, поддерживает их в поиске путей достижения взаимоприемлемого соглашения. При этом сам процесс переговоров всегда остается скрытым от посторонних глаз и не предается огласке. Достижение устойчивости мирового соглашения достигается за счет ориентирования на интересы каждой стороны.

Большой интерес представляет опыт применения медиации в сфере столкновения интересов крупного бизнеса. Уже на протяжении нескольких десятилетий американские корпорации успешно используют ее в своей деятельности, прибегая к судебным разбирательством только после попытки найти взаимоприемлемое решение с помощью медиации. Это позволяет им экономить сотни миллионов долларов на судебных исках. Крупнейшие корпорации ("General Electric", "Motorola", "Toyota" и многие другие) признают, что более 50 процентов споров разрешается посредством медиации. Медиация в бизнесе - это эффективный метод скорейшего, без бюрократических формальностей, разрешения споров. С ее помощью удается быстро преодолеть, а порой и избежать конфликтных параличей, тормозящих деятельность предприятий, а иногда и целых отраслей. В качестве примеров точек приложения медиации в бизнесе можно привести посредничество в конфликтах на предприятии между отдельными лицами, группами, отделами; посредничество при разрешении проблемных ситуаций между сторонами долгосрочных договоров, между партнерами в товариществе, между членами коллегиального органа, между органами юридических лиц.

В качестве инструмента улаживания конфликтных ситуаций за рубежом медиация используется в локальных и региональных проектах в области развития инфраструктуры, при переработке отходов, при возведении производственных зданий, в региональном планировании. Этот вид медиации задействуется при осуществлении проектов, в которых наряду с экономическими и социальными интересами рассматриваются проблемы окружающей среды, качества жизни, природно-территориального развития.

Сущность медиации заключается в переговорах. Чтобы они увенчались успехом, важно не только стремление и воля сторон преодолеть разногласия, но и в не меньшей степени -умение и опыт посредника. Потребность общества в медиации привела к тому, что около 25 лет назад в мире стала постепенно формироваться новая профессия - медиатор. Медиаторы призваны помогать в разрешении возникающих проблем, разногласий и споров. Задача медиатора состоит в организации процесса переговоров таким образом, чтобы стороны перешли к совместному поиску взаимоприемлемых решений и увидели возможности взаимной выгоды. Медиатор делает все возможное, чтобы позиция и стоящие за ней чувства, интересы, пожелания, потребности сторон сначала были высказаны, затем - услышаны и, наконец, поняты всеми участниками Только после этого с активным участием медиатора отрабатываются аргументы и вырабатывается совместное решение - выход из конфликта, приемлемый для всех сторон. Это процесс, не только позволяющий преодолеть конфликт и сопровождающие его негативные эмоции, но и способствующий достижению в дальнейшем новых соглашений на основе доверия.

Медиация широко известна как в США и Англии, так и в странах континентальной Европы. Так, в действующем Гражданском процессуальном кодексе Франции подробно регулируется порядок медиации, назначаемой судом. Традиционно популярны и широко распространены примирительные процедуры в Нидерландах. Праву и практике этой страны свойственна ориентированность на неформальное добровольное урегулирование всяческих конфликтов, самое широкое применение компромисса и консенсуса при решении общественных и частных противоречий, чувствительность к социальным конфликтам, разрешение проблем в несостязательной форме, разработанность и применение в жизни концепции "мягкого права" и всевозможных неформальных процедур. Важную роль посредничество играет и в Германии, а также в скандинавских странах8. В США медиация как метод конструктивного урегулирования споров используется с 60-х годов. В Европе за относительно короткий период медиация стала самостоятельной профессиональной практикой. Менее чем за двадцать лет движению медиаторов удалось обеспечить поддержку государства и общества в создании специальных служб медиации. Как средство улаживания споров медиация (посредничество) признана в ст. 33 Устава Организации Объединенных Наций. На сегодняшний день медиация распространена в таких странах, как Новая Зеландия, Канада, Австралия, Китай, Великобритания, Австрия, Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Бельгия.

Начиная с 80-х годов медиация активно применяется в немецкоговорящих странах. В 1985 году в Австрии была разработана модель медиации для внесудебного разбирательства дел несовершеннолетних нарушителей, которая получила широкое распространение в рамках уголовного судопроизводства. В 1989 году она была закреплена законодательно. С 1992 года эта форма внесудебного разбирательства распространилась также на дела взрослых правонарушителей, сначала в виде экспериментальной модели, которая впоследствии (с 1 января 2000 года) приобрела силу закона. И наконец, в июне 2003 года был принят австрийский Федеральный закон о медиации в гражданских делах.

В современном обществе, во многом ориентированном на частные индивидуальные права, прежние социальные связи становятся все более неустойчивыми. Это обусловливает необходимость выработки новых и восстановления и адаптации забытых механизмов, которые помогут индивидуальным интересам и целям оставаться социально приемлемыми и готовыми к взаимному увязыванию и взаимным контактам. Нарушение социально допустимых отношений, отклонения в поведении, поступки, не отвечающие нормам морали, требуют иной реакции общества, нежели просто осуждение и наказание. Разрешение конфликтов в судебной системе часто становится малоэффективным, а порой и разрушительным для коммерческих и иных деловых связей. Такой гибкий, доверительный и творческий метод, как медиация, - значимый шаг в совершенствовании инструментария урегулирования споров.

Первоначально медиация параллельно развивалась по двум направлениям: посредничество и примирение в семейных делах и спорах между соседями с одной стороны и в предпринимательских отношениях внутри торгового сообщества с другой стороны. Именно то в какой сфере проводится медиация, будет влиять на правила её проведения, требования к личности медиатора и т.д. Вот далеко не полный список областей, в которых медиация эффективна: Семейные отношения; Воспитательно-образовательная сфера; Система социального обеспечения и здравоохранения; Корпоративные и межкорпоративные споры; Экономическая сфера; Интеллектуальное право; Публичное право; Система страхования; Финансовая и банковская сфера; Индустрия туризма и отдыха; Недвижимость, строительство и проектирование; Различные отрасли промышленности; Инженерия и высокие технологии; Уголовные дела частного обвинения.

 

Кто является медиатором

 

Основными претендентами на выполнение функций медиатора являются представители двух профессий - юристы и психологи. Споры о том, представитель какой из этих профессий является более пригодным для выполнения медиативных функций, не утихает и сегодня. На практике сложилась следующая картина. По утверждению директора британского Центра эффективного разрешения споров (CEDR) в Великобритании 75-80 % всех медиативных процессов проводятся адвокатами. Однако преобладание представителей определенных профессий зависит большей частью от сферы, в которой проводится медиация (то есть от наличия у кандидата специальных познаний в той или иной сфере). Так в сфере семейных отношений преобладают медиаторы-психологи. Очень часто медиаторами становятся консультанты по бизнесу, специалисты с опытом работы в банковской сфере, кадровые специалисты, представители общественных благотворительных фондов, в зависимости от природы дела. Среди юристов в роли медиатора наиболее часто встречаются эти три специалиста:

1) Судья. Судебная медиация распространена в некоторых землях Германии. К концу 2006 года в 7 федеральных землях судебная медиация была введена официально. Судья, рассматривающий спор, который, по его мнению, может закончиться примирением сторон, рекомендует им обратиться к помощи медиатора, в роли которого выступает судья того же суда, имеющий подготовку медиатора и не отвечающий за вынесение решения по делу. В случае согласия сторон процесс приостанавливается и, в зависимости от результатов медиации, либо возобновляется через определённое время либо прекращается. Как видно из данной модели, судья может выступать в роли медиатора при соблюдении основных принципов медиации, то есть нейтральности (которая в данном случае трактуется как отсутствие права принятия собственного решения по делу).

2) Адвокат. Позиция большинства учёных, занимающихся медиацией, в отношении вопроса об участии адвоката в переговорах в качестве медиатора довольно категорична: профессия адвоката несовместима с выполнением роли медиатора. Суть этой позиции сводится к следующему: адвокат обычно является представителем одной из сторон в споре, а медиатор должен быть независимым и беспристрастным лицом. Однако на практике решение этого вопроса является не столь однозначным. Так в «Заключительном докладе комитета Федеральной адвокатской палаты Германии «Медиация» она отнесена к видам адвокатской деятельности. В соответствии с немецким Законом об адвокатуре, адвокаты выполняют не только функцию представителей сторон, но и оказывают юридическую помощь. Часть 2 пар. 45 ЗОА запрещает адвокату вести дела, в которых он представлял интересы сторон как адвокат в другом качестве. То есть если адвокат являлся представителем стороны по делу, то впоследствии он уже не сможет выступать в этом деле в качестве медиатора. Итак адвокат может выступать в качестве медиатора, реализуя свои функции по оказанию юридической помощи, однако эта деятельность несовместима с представительством интересов одной из сторон, участвующих в процессе медиации.

2) Нотариус. В соответствии с пар. 1 Закона Германии о нотариате нотариусы назначаются для выполнения задач связанных с оказанием юридической помощи. То есть деятельность нотариуса в качестве медиатора, при которой его функции не ограничиваются лишь управлением переговорами, а направлены также на использование его юридической квалификации для оформления решения в юридической форме, либо их отказа от юридически неисполнимых решений, необходимо рассматривать в качестве служебной деятельности в области оказания юридической помощи. Правила проведения нотариусом медиации закреплены в нормативных актах, регулирующих порядок осуществления нотариусом профессиональных обязанностей. В первую очередь к ним стоит отнести: Закон Германии о нотариате, принятые на его основе постановления Правительства Германии, директивы нотариальных палат и др. Нотариус может выступать в качестве посредника, если его деятельность соответствует таким критериям как: беспристрастность, добросовестность, конфиденциальность и независимость. По общему правилу оказание нотариусом юридической помощи в качестве медиатора не исключает возможности удостоверения нотариусом соглашения, заключенного участниками медиации.

 

Медиация в инструментарии примирительных процедур

 

Из самого названия "примирительная процедура" видно, что это процедура достижения примирения сторон уже начавшегося спора. Под примирением следует понимать прекращение спора на согласованных сторонами условиях, юридически закрепленное в мировом соглашении или в ином правовом инструменте. Характерной чертой примирительной процедуры является поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора в соответствии с интересами сторон, в том числе экономическими. Несмотря на то, что в примирительной процедуре могут участвовать нейтральные третьи лица, решение о том, прекращать ли спор и на каких условиях, принимают только сами стороны. Посредники (как видно из самого термина) и иные нейтральные третьи лица только обеспечивают более эффективный ход переговоров между сторонами спора. Поэтому в определении необходимо указать на то, что в них субъекты права сами урегулируют свои споры. Таким образом, примирительные процедуры - это правомерные способы урегулирования субъектами права возникших между ними споров на взаимоприемлемых условиях в соответствии с их экономическими и иными интересами с возможностью привлечения третьих лиц.

Соотношение мирового соглашения с примирительными процедурами характеризуется тем, что мировое соглашение является результатом, на достижение которого они направлены, а также средством юридического оформления и закрепления прекращения спора, достигнутого в ходе таких процедур. Можно сказать, что формальная сторона единого согласительного механизма урегулирования споров заключена в мировом соглашении, тогда как его неформальная сторона - в переговорах, посредничестве или иной процедуре поиска взаимоприемлемого решения. И действительно, именно мировое соглашение находится обычно полностью в сфере правового регулирования в различных правовых системах, тогда как сами способы … Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz