М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Освобождение от наказания. Институт пробации в мире

 

В зарубежном праве существуют уголовно-правовые институты, позволяющие реально не применять предусмотренное за совершение преступления наказание, а при наличии определенных условий заменять его мерами уголовно-правового характера. К таким институтам можно отнести институт пробации, институты условного осуждения и условного (безусловного) освобождения от наказания*.

Институт пробации к настоящему времени существует во многих зарубежных странах, включая Англию, США и Францию. Однако если в Англии и США данный институт функционирует на протяжении многих десятилетий, то для стран континентальной правовой системы он является относительно новым.

 

Пробация

 

Пробация - это условное неисполнение назначенного наказания либо условное неназначение наказания с помещением осужденного на определенный срок под индивидуальный надзор специального должностного лица (агента, помощника, уполномоченного по пробации). Последний осуществляет контроль за поведением поднадзорного, выполнением им определенных обязанностей и условий пробации и обеспечивает проведение исправительного курса. Как правило, пробация предполагает соблюдение следующих условий: несовершение новых преступлений и выполнение обязанностей, специально определенных судом в приговоре. К их числу относятся: пройти соответствующий курс лечения, продолжить профессиональное обучение, воздерживаться от посещения запрещенных судом мест (увеселительных заведений, казино и пр.), не владеть огнестрельным и (или) другим оружием, возместить причиненный ущерб, сообщать суду о любом изменении места жительства и работы, являться в суд по вызову агента по пробации и т.д. В случае соблюдения этих условий правовыми последствиями пробации являются полное освобождение от какого бы то ни было наказания за совершенное преступление и отсутствие судимости как определенных правоограничений, являющихся следствием осуждения за преступление.

 

Англия

 

В Англии институт пробации появился в 1887 г. в связи с принятием Закона "Об испытании впервые осужденных". Благодаря изданным позднее нормативным актам (Закон "Об испытании преступников" 1907 г., "Правила о пробации" 1965 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г., Закон об уголовной юстиции 1991 г. этот институт в английском уголовном праве сформировался достаточно полно.

По Закону об уголовной юстиции 1991 г. суд, рассматривающий дело лица в возрасте 16 лет и старше по обвинению в преступлении, наказание за которое точно не определено в законе, может издать приказ о пробации. При этом должны учитываться обстоятельства совершения преступления, личность преступника, целесообразность назначения пробации. Так, по Закону 1991 г. издание приказа о пробации возможно в том случае, когда суд придет к выводу о том, что надзор за преступником со стороны чиновника пробации "желателен" для ресоциализации виновного, либо для защиты общества, либо для предупреждения совершения им нового преступления. Испытательный срок, в течение которого осужденный должен находиться в режиме пробации, составляет от шести месяцев до трех лет. В приказе о пробации могут быть установлены требования к поведению осужденного для "обеспечения его хорошего поведения и предупреждения совершения нового преступления" (о месте проживания, другие требования по усмотрению суда).

Приказ о пробации может быть издан только в том случае, когда подсудимый выразит готовность подчиниться этим требованиям. Суд должен разъяснить ему последствия невыполнения установленных в приговоре требований или совершения нового преступления. В случае несогласия подсудимого он может быть подвергнут более строгим мерам (включая тюремное заключение).

В любой период пробации мировой судья, получивший информацию о нарушении осужденным предъявляемых требований может повесткой вызвать его или даже издать приказ об аресте. Последствиями несоблюдения условий пробации в данном случае могут быть: штраф; возложение обязанности предоставления бесплатных услуг обществу; назначение наказания за преступление, в связи с совершением которого была предоставлена пробация. В случае совершения нового преступления суд вправе назначить наказание и за новое, и за прежнее преступление.

По английскому праву возможна замена пробации условным освобождением. Если суд решит, что пробация больше нецелесообразна, он может издать приказ об освобождении осужденного под условием несовершения им нового преступления до окончания срока пробации.

В Англии допускается издание "комбинированных приказов" о пробации и предоставлении бесплатных услуг обществу. В этом случае осужденный обязан одновременно находиться под надзором чиновника службы пробации в течение срока от 12 месяцев до трех лет и выполнять неоплачиваемую работу в период времени от 40 до 100 часов. Комбинированный приказ издается в целях ресоциализации преступника, защиты общества и предупреждения совершения нового преступления осужденным.

В английском праве близки к институту пробации два самостоятельных института: условной отсрочки исполнения наказания и условного освобождения от назначения наказания.

При осуждении лица к тюремному заключению на срок до двух лет суд вправе отсрочить его исполнение под условием хорошего поведения и несовершения нового преступления в течение определенного срока. Продолжительность такого срока может составлять от одного года до двух лет. В отличие от пробации здесь работа специального чиновника службы пробации является факультативной. Осужденный передается под надзор чиновника только в случае назначения лишения свободы на срок более 6 месяцев. Совершение лицом нового преступления влечет исполнение приговора. Еще одним отличием от пробации является то обстоятельство, что судья лишь "отсрочивает" исполнение наказания, назначенного в приговоре, на определенное время. По английскому праву пробация в собственном смысле слова не предполагает назначение наказания, а служит мерой, альтернативной лишению свободы.

Условное освобождение от назначения наказания состоит в том, что лицо освобождается от наказания под условием несовершения им нового преступления в течение срока, определенного судом, который не может превышать трех лет. В этом случае надзор над лицом не устанавливается. Основаниями для предоставления такой меры являются: 1) совершение лицом преступления, наказание за которое не определено точно законом; 2) обстоятельства совершения преступления и личность виновного свидетельствуют о нецелесообразности назначения наказания; 3) приказ о пробации "не подходит", поскольку является слишком строгой мерой. При наличии указанных оснований допускается и полное безусловное освобождение от наказания. Решение этого вопроса отдано на усмотрение суда.

 

США

 

В США возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Нередко пробация включается в систему наказаний, поскольку по своей строгости эта мера иногда ничем не отличается от ряда из них. Она не применяется к лицам, осужденным за преступления, караемые смертной казнью, пожизненным заключением или тюремным заключением на длительный срок. В некоторых штатах существуют дополнительные условия: отсутствие судимости в прошлом, возмещение всех судебных издержек, предусмотренное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Вместе с тем, например, по УК штата Нью-Йорк пробация может быть назначена за любое преступление (за исключением фелонии класса A-I). Она может быть назначена и в случае, когда санкция предусматривает лишение свободы на срок до 25 лет (за фелонию класса В). Продолжительность пробации составляет 5 лет - для виновных в фелонии, 3 или 1 год - для остальных. При назначении пробации суд учитывает характер преступления, обстоятельства его совершения, биографию обвиняемого. Запрещено применять пробацию в случае, когда суд выносит приговор за более чем одно преступление и назначает наказание в виде тюремного заключения за любое из этих преступлений. В других случаях пробация не может быть назначена только, если это "несовместимо с целями правосудия" (к примеру, осужденный был ранее условно-досрочно освобожден и вновь совершил преступление)*.

В последние годы наметилась тенденция назначения пробации вместе с лишением свободы. По УК некоторых штатов, в частности УК штата Гавайи, краткосрочное, до шести месяцев, лишение свободы может служить одним из условий предоставления пробации. Таким образом, предпринимаются попытки совместить совершенно разные по содержанию и целям уголовно-правовые меры.

Пробация по американскому праву предусматривает надзор специального агента (20-30 контактов со специальными службами в течение месяца), обязанность осужденного возместить ущерб потерпевшему, оплатить стоимость осуществляемого за ним контроля, выполнять определенные общественные работы, периодически проходить тестирование на наркотики и продолжать учебу или работу на постоянной основе.

Продолжительность пробации определяется в штатах по-разному. В одних штатах этот вопрос отдан на усмотрение судей, в других считается, что срок пробации не должен превышать срока тюремного заключения, к которому мог быть приговорен подсудимый, в третьих - максимальный срок установлен в 5 лет и т.д. По УК отдельных штатов допускается и пожизненная пробация.

Отсутствие единообразия в решении вопросов предоставления пробации, как представляется, существенно нарушает принцип равенства всех граждан перед законом, соответствия наказания тяжести совершенного преступления. В случае пожизненной пробации, вообще, утрачивается цель, традиционно отводимая институту пробации - исправление преступника.

По истечении испытательного срока осужденный, не совершивший нового преступления и соблюдавший все требования, считается выполнившим условия приговора и освобождается от выполнения каких бы то ни было обязательств. В случае неисполнения осужденным без уважительной причины возложенных на него обязанностей либо в случае совершения преступления суд отменяет пробацию и выносит приговор за прежнее преступление.

По социологическим исследованиям, проведенным в штате Калифорния, около 65% лиц, подвергнутых пробации, в течение 40 месяцев после осуждения вновь привлекаются к ответственности за преступление*.

Такая неблагоприятная статистика привела американских юристов к выводу о том, что широкое назначение пробации противоречит интересам общественной безопасности. Однако "дешевизна" пробации для государства по сравнению с лишением свободы обусловила введение новых, более эффективных, способов исполнения пробации, совмещающих строгость наказаний и экономическую "рентабельность" собственно пробации. В американское право постепенно была введена пробация с интенсивным надзором.

Впервые интенсивный надзор как разновидность пробации появился и стал применяться в начале 1980-х гг. в штатах Нью-Джерси и Джорджия. Интенсивный надзор в принципе возможен не только в качестве альтернативы лишению свободы при назначении наказания, но и как мера, сопровождающая условно-досрочное освобождение. В период с 1983 по 1995 г. большинство североамериканских штатов и федеральная юрисдикция внедрили интенсивный надзор, назначаемый как при пробации, так и при условно-досрочном освобождении, в практику. К настоящему времени в среднем каждый десятый осужденный в США помещается под интенсивный надзор.

При обычной пробации агент работает одновременно со 100-250 подопечными, а при интенсивном надзоре - с 20-50. Поэтому во втором случае агент способен осуществлять более эффективный надзор за поведением осужденных и оказывать более квалифицированную помощь. Он имеет возможность чаще посещать осужденного по месту его жительства, вправе делать это даже ночью. В его обязанности входит также посещение мест, где осужденный - его подопечный - работает или проводит свободное время. При этом требования, предъявляемые к поведению осужденного, более жесткие и более ограничительные. В некоторых штатах к традиционным предписаниям, которые даются осужденному при назначении пробации, добавляют и обязанность выполнять неоплачиваемые общественно полезные работы. В других штатах осужденного обязывают подыскать работу самостоятельно. Программа работы с осужденным предполагает решение и ряда проблем, связанных с его психологическим состоянием, семейным, финансовым положением, алкогольной или наркотической зависимостью и др.

Пробация с интенсивным надзором, по мнению американских юристов, имеет больший карательный и устрашающий эффект, чем обычный надзор. Правда, временная нейтрализация преступника, на их взгляд, менее достижима, чем при тюремном заключении, однако она все же больше, чем при обычном надзоре. Что касается ресоциализации, то она должна рассматриваться, по мнению американцев, как основная цель и при обычном, и при интенсивном надзоре. Помимо этих целей применение интенсивного надзора призвано обеспечить сокращение рецидива, снижение уровня переполнения тюремных учреждений и уменьшение финансовых расходов исправительных служб.

Достигаются ли поставленные цели на практике? Анкетирование, проведенное американскими исследователями среди осужденных, подвергнутых интенсивному надзору, показало, что большая часть правонарушителей считает эту меру достаточно тяжелой, даже мучительной по сравнению с обычным надзором. В то же время общественное мнение и законодатели большинства штатов довольно благосклонно относятся к данной мере, так как она, на их взгляд, обеспечивает большую защиту общества от преступников, позволяя при этом осуществлять ресоциализацию последних.

Социологическое исследование, проведенное американскими юристами, показало, что интенсивный надзор, действительно, более эффективен, чем обычный, причем применительно и к пробации, и к условно-досрочному освобождению. Осужденные, подвергнутые интенсивному надзору, больше и лучше участвуют в выполнении предлагаемых психолого-социальных и других программ. В связи с этим рецидив среди таких лиц довольно низкий: от 15 до 20% осужденных, подвергнутых интенсивному надзору, вновь совершают преступные деяния в течение периода такого надзора. Однако в среднем от 30 до 35% осужденных этой группы направляются в тюрьму в связи с невыполнением условий интенсивного надзора. Что касается экономических издержек интенсивного надзора, то они, по оценкам американских исследователей, примерно в 2-4 раза выше, чем при обычном надзоре, однако в 5-10 раз ниже, чем при тюремном заключении*.

В США получила распространение и такая мера, как электронный мониторинг, или электронный контроль. Эта мера предполагает обязанность осужденного не покидать свой дом в течение определенного периода времени или в определенные часы днем или ночью, за исключением рабочего времени, если осужденный работает или подыскивает работу. Исполнение указанной обязанности нередко является одним из условий пробации или условно-досрочного освобождения, что дает возможность широко использовать такую меру.

Электронный надзор в качестве общей уголовно-правовой меры был предложен еще в 1971 г. американцем Ральфом Швицгебелем и впервые стал применяться в 1984 г. в двух американских штатах - Флорида и Нью-Мексико. До этого надзор нередко осуществлялся в виде домашнего ареста без электронного контроля. Такое "тюремное заключение вне тюрьмы" применялось, например, к политическим диссидентам. С этой точки зрения такая мера не является абсолютно новой. Однако в настоящее время она применяется не только к политическим, но и к другим преступникам.

Осужденный, находящийся под домашним арестом с электронным контролем, может ходить на работу, в магазин, в клинику или совершать другие действия, но обязан возвращаться домой к определенному времени. На руку и ногу осужденного надеваются браслеты с датчиками. Сигналы, передаваемые ими, поступают через домашний телефон осужденного в центральный компьютер и тем самым позволяют контролировать местонахождение поднадзорного лица, а также выявлять тех, кто нарушает "технические" условия их пребывания на свободе (такое, например, как ограничение передвижения вне какой-либо определенной территории). Применяется и другой тип аппаратов - без телефонного реле - с использованием радио- или телеволн. В будущем предполагается использовать миниатюрные датчики, которые будут имплантированы под кожу человека.

Начиная с 1990 г. все американские штаты и федеральная юрисдикция стали использовать электронный мониторинг. Ежедневно ему подвергаются около 100 тыс. американцев. 27 штатов равным образом практикуют домашний арест без электронного надзора. Электронный мониторинг назначается, как правило, тем преступникам, которые не совершили насильственных преступлений либо если использование насилия при совершении преступления было "случайным".

Применение электронного мониторинга позволяет, по мнению американских юристов, достичь следующих целей. Во-первых, при использовании такой меры контроль со стороны государства более строгий, поэтому социальная защита более эффективна. Во-вторых, эта мера призвана сократить рецидив. В третьих, ее применение должно привести к сокращению переполнения тюрем и снижению финансовых расходов, тем более, что в некоторых штатах осужденный должен сам оплатить расходы на электронные аппараты. Преимуществом данной меры перед другими является и то, что она позволяет сохранять правонарушителя в обществе с тем, чтобы он мог продолжить свою работу, образование, пройти курс лечения, чтобы он мог воспользоваться помощью в решении финансовых, семейных и других проблем. Все это, взятое в целом, позволяет, по мнению американских юристов, достичь ресоциализации осужденного. Вместе с тем эта мера воспринимается общественным мнением как достаточно строгая, и в глазах населения преступник оказывается действительно наказанным.

Оценочные наблюдения и анкетирование лиц, подвергнутых этой мере, позволяют американским исследователям сделать вывод о том, что для осужденных электронный надзор является довольно строгой мерой, однако он предпочтительнее, чем тюрьма. Рецидив среди лиц, подвергнутых данной мере, составляет в среднем от 3 до 16% в течение периода электронного надзора. Что касается финансовых расходов, то они в 4 раза ниже, чем расходы на тюремное заключение, но в 2 раза выше, чем при интенсивном надзоре и в 4 раза выше, чем при обычном надзоре.

В последнее время в американской юридической литературе появились критические высказывания по поводу этой меры, поскольку она затрагивает права личности, частную жизнь гражданина. По мнению этих авторов, в демократическом государстве понятия "личной резиденции", "дома" являются символами этой частной сферы. Электронный надзор за преступниками может таить в себе опасность его последующего распространения на всех остальных, вполне правопослушных граждан. Думается, что эти опасения не лишены оснований. Кроме того, технология электронного надзора еще молода и нередко случаются "сбои". Возникают так называемые "позитивные ошибки" (согласно приборам лицо находится дома, в то время как на самом деле это не так) и "негативные ошибки" (согласно приборам лицо дома отсутствует, тогда как оно в действительности там находится).

 

Швеция

 

Институт пробации известен и уголовному праву Швеции. При этом он имеет свои характерные особенности и в Уголовном кодексе Швеции регламентирован весьма обстоятельно (см. гл. 28 УК Швеции). Пробация может быть назначена как самостоятельная уголовно-правовая мера в тех случаях, когда суд придет к заключению, что наказания в виде штрафа недостаточно (ст. 1 гл. 28 УК). Вместе с тем пробация как комплекс специфичных мер может сопровождать условно-досрочное освобождение (ст. 10 гл. 26 УК).

Особенностью шведского варианта пробации как самостоятельной меры является то, что она может сочетаться с целым рядом уголовно-правовых мер: выплатой штрафа, выполнением бесплатных общественно полезных работ, с краткосрочным лишением свободы - в то время, как, например, в США одновременное назначение пробации и какого-либо наказания (лишения свободы, штрафа), скорее, исключение, нежели правило.

В случае одновременного назначения штрафа и пробации первый исчисляется в форме дневных ставок, число которых не должно превышать двухсот. При этом шведское законодательство допускает совместное назначение штрафа и пробации даже тогда, когда штраф вообще не предусмотрен в санкции статьи, регламентирующей уголовную ответственность за данное преступление. Назначая штраф и пробацию одновременно, суд должен учесть "уголовную значимость и природу преступления или предыдущую преступную деятельность обвиняемого" (ст. 10 гл. 30 УК Швеции).

В качестве одного из условий пробации могут выступать безвозмездные "общественные работы" (ст. 2а гл. 28 УК Швеции). Обязанность выполнения общественно полезных работ может быть возложена на осужденного только при его согласии. Срок выполнения таких работ составляет период от 40 до 240 часов. Попутно отметим, что данная уголовно-правовая мера не предусмотрена в системе санкций, установленной в Общей части УК (ст. 3 гл. 1).

Пробация может совмещаться с тюремным заключением, продолжительность которого составляет не менее четырнадцати дней и не более трех месяцев. В этих случаях не допускается назначение штрафа или бесплатных общественно полезных работ. Совместное назначение пробации и лишения свободы разрешается только тогда, когда это, "безусловно, необходимо, учитывая уголовную значимость преступления или предыдущую преступную деятельность обвиняемого (ст. 11 гл. 30 УК Швеции)".

Исполнение пробации предполагает надзор, осуществление которого может начаться уже со дня провозглашения приговора. Надзор прекращается без специального распоряжения по истечении, как правило, одного года, если не предусматривается иное. Полный срок пробации может составлять три года (ст. 4 гл. 28 УК Швеции). В случаях, когда в течение срока пробации осужденный проходит обследование или подвергается лечению и для их завершения требуется продолжительное время, период надзора может быть длиннее, чем один год, но не должен превышать общего трехлетнего срока пробации.

Руководство исполнением условий пробации отнесено уголовным законодательством к ведению местной администрации тюрем и пробации. Эти органы назначают наблюдателя, непосредственно осуществляющего надзор за осужденным, подвергнутым пробации. Кроме того, эти же органы вправе назначить одного или нескольких помощников наблюдателю.

Содержание пробации определяется рядом обязанностей, возлагаемых на осужденного: сообщать наблюдателю о месте жительства, работы, поддерживать с ним регулярные контакты, возместить причиненный ущерб и, в целом, "вести благонравную жизнь" (ст. 14 гл. 26 УК Швеции). В случае невыполнения перечисленных обязанностей наблюдательный совет вправе объявить подвергнутому пробации лицу предупреждение; продлить время осуществления надзора за таким лицом на срок свыше одного года вплоть до окончания срока пробации. В качестве крайней меры в случаях, когда "осужденное лицо в значительной степени пренебрегает своими обязанностями" (ст. 8 гл. 28), и меры, которую вправе принять наблюдательный совет, вряд ли дадут положительный результат, предусмотрена отмена пробации. Вопрос об отмене пробации ставится перед судом государственным обвинителем по предложению наблюдательного совета.

В случае отмены пробации в связи с невыполнением ее условий суд выбирает другую санкцию, учитывая при этом те принудительные меры, которым был подвергнут осужденный в течение срока пробации. Так, суд должен принять во внимание, если это имело место, уплату осужденным штрафа, выполнение общественно полезных работ и т.п. В подобных случаях допускается назначение меньшего срока тюремного заключения, чем тот, что предусмотрен в статье за совершение конкретного преступления (ст. 9 гл. 28).

При совершении лицом, подвергнутым пробации, нового преступления суд, в зависимости от тяжести содеянного и некоторых других обстоятельств, принимает одно из следующих решений: постановить, что ранее назначенная пробация должна относиться и ко второму преступлению, однако с дополнительным назначением штрафа в форме дневных ставок, или общественно полезных работ, или краткосрочного тюремного заключения; либо назначить самостоятельную уголовно-правовую меру за новое преступление, которая будет исполняться наряду с санкциями за прежнее деяние; либо отменить санкцию по предыдущему приговору и назначить другие санкции за прежнее и новое преступления (ст. 1 гл. 34 УК Швеции). В первом и во втором случаях допускается продление срока пробации на период до пяти лет.

Самостоятельное значение в уголовном праве Швеции имеет институт условного осуждения (или "условного приговора"). С пробацией названный институт объединяет много общих черт: возможность назначения в случаях, когда штраф признается недостаточной санкцией за совершенное преступление; допустимость совмещения со штрафом и бесплатными общественно полезными работами; назначение испытательного срока; предъявление определенных требований к поведению осужденного лица и т.д. Вместе с тем существует и ряд отличий, которые позволяют считать условное осуждение автономной мерой. Так, условное осуждение не может сочетаться с лишением свободы любой продолжительности. Кроме того, испытательный срок в данном случае меньше того, что предусмотрен для пробации, и составляет два года. Течение этого срока начинается только со дня вступления приговора в законную силу, при пробации надзор начинает осуществляться уже со дня вынесения приговора. Но самое главное отличие состоит в том, что условное осуждение не предполагает работы специального должностного лица службы пробации - наблюдателя.

 

Франция

 

Во Франции существуют два самостоятельных института: отсрочки исполнения наказания и отсрочки назначения наказания, регламентированные действующим Уголовным кодексом Франции. Первый тип отсрочки характеризуется тем, что суд, признав подсудимого виновным и назначив ему наказание, выносит одновременно решение о том, что исполнение такого наказания будет отсрочено. Второй тип отсрочки характеризуется тем, что суд, признав подсудимого виновным, наказание ему не назначает, а выносит постановление о том, что к решению вопроса о наказании он вернется через определенное время.

Отсрочка исполнения наказания представлена в трех видах: а) простая, б) с режимом испытания, в) с обязанностью выполнять общественно полезные работы. Особенностью французского уголовного права является то, что отсрочка исполнения наказания может распространяться только на часть наказания в виде лишения свободы.

Отсрочка назначения наказания представлена также в трех видах: а) простая, б) с режимом испытания, в) с предписанием.

Испытание как отличительная черта пробации предусмотрена при отсрочке исполнения наказания с режимом испытания и с обязанностью выполнять общественно полезные работы, а также при отсрочке назначения наказания с режимом испытания. Во всех названных случаях закон предусматривает работу специального агента по пробации.

К условиям предоставления отсрочки исполнения наказания с режимом испытания относятся: 1) возможность назначения ее только физическим лицам, 2) за совершение общеуголовного преступления или такого же проступка (политическим преступникам может быть предоставлена простая отсрочка исполнения наказания), 3) назначенное наказание в виде лишения свободы не превышает пяти лет, 4) установление испытательного срока, который может составлять период от 18 месяцев до 3 лет, 5) выполнение определенных обязанностей, 6) возможность воспользоваться мерами помощи.

Режим мер испытания во Франции включает следующие обязательные мероприятия: отвечать на вызовы уполномоченного по пробации, предоставлять ему сведения и документы, необходимые для контроля за средствами существования осужденного, предупреждать об изменении места жительства и работы. Помимо этого в каждом конкретном случае с учетом личности осужденного и обстоятельств совершенного преступления или проступка судья вправе возложить на него и другие обязанности, которые являются факультативными. К таким обязанностям относятся следующие: продолжить образование или профессиональное обучение, пройти медицинское обследование или лечение, возместить ущерб даже при отсутствии гражданского иска, воздерживаться от управления некоторыми транспортными средствами, не посещать места продажи спиртных напитков, не посещать других осужденных, в частности, соучастников преступного деяния, не хранить или не носить оружие и проч.

Меры помощи могут выражаться в форме помощи общественного характера, а в случае необходимости - в форме материальной помощи с привлечением любых общественных и частных организаций. Эти меры призваны обеспечить ресоциализацию осужденного.

Суд вправе полностью или частично (в последнем случае осужденный будет отбывать только часть тюремного заключения) отменить отсрочку, если 1) осужденный в течение испытательного срока совершил новое преступление или новый проступок, которые при этом не являются политическими и за которые ему назначается лишение свободы любой продолжительности без применения отсрочки, либо 2) не выполняет возложенные на него судом обязанности. Частичная отмена отсрочки исполнения наказания предоставляется только один раз. По истечении испытательного срока в случае, если отсрочка не была отменена, лицо считается несудимым.

Отсрочка исполнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять общественно полезные работы предполагает безвозмездную работу осужденного в течение от 40 до 240 часов. Основания назначения такие же, как и при отсрочке с испытанием. Однако этот вид отсрочки может быть назначен только при согласии… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz